Вербное воскресенье и Страстна́я Седмица

 

 

 

 

 

      За неделю до праздника Пасхи, воспоминая торжественное шествие Спасителя на вольные страдания, Святая Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Пришедшие тогда на праздник в Иерусалим иудеи встречали и прославляли Иисуса как великого чудотворца, воскресившего четверодневного Лазаря, постилая перед ним свои одежды и держа в руках пальмовые ветви — ваия. Поэтому праздник называется также неделей Цветоносной, или Ваий. На Руси этот праздник издавна зовется Вербным воскресеньем. На торжественное всенощное бдение мы приходим в храм с ветвями вербы в ознаменование тех ваий, которыми Христа встречали при входе в Иерусалим. На праздничном всенощном бдении по обычаю читалась молитва на освящение ваий.

     Последняя седьмая седмица перед Пасхой называется Страстной. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя и Его крестной смерти. В Великий Понедельник, Вторник и Среду совершалась литургия Преждеосвященных Даров. На утрене пелся тропарь "Се жених грядет в полунощи..." и читались Евангельские притчи из последних бесед Спасителя перед крестными страданиями. В среду по заамвонной молитве последний раз прочитывалась молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами и с этого момента поклоны в храме отменяются до дня Святой Троицы, кроме поклонов перед Плащаницей.

 

 

 

 


     В Великий Четверг, вспоминая установленное Господом на Тайной Вечери Таинство святой Евхаристии, православные верующие, в преддверии Светлого Христова Воскресения, стремились причаститься Святых Христовых Таин. Вечером в четверг за богослужением читались 12 Евангелий — повествований о страданиях и крестной смерти Спасителя.

     Великая Пятница — самый скорбный день церковного года, посвященный воспоминанию распятия и крестной смерти Спасителя. В этот день в конце вечерни совершлся вынос святой плащаницы, которая символизирует погребальные пелены Иисуса Христа и представляет собой четырехугольный плат, обычно из бархата, с иконописным или вышитым изображением снятого с креста тела Спасителя. Плащаница была положена на середине храма, после чего верующие совершали перед ней молитвенное поклонение.

 

 

 
     
 

 

     После вечерни совершалась утреня Великой Субботы с чином погребения. Плащаница с крестным ходом была обнесена вокруг храма, после чего вновь положена на середине храма. Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Спасителя во гробе и сошествия Его во ад. На литургии святителя Василия Великого, совершаемой в Великую Субботу, во время пения "Воскресни Боже..." престол облачили в светлые праздничные одежды, а священнослужители надели белые праздничные ризы.

      По окончании литургии совершалось освящение куличей, пасох и яиц. После чтения молитв священник окроплял святой водой принесенные снеди, тем самым давая благословение на вкушение скоромной пищи в праздник. Вкушать эту пищу можно только после литургии в праздник Светлого Христова Воскресения.

 

 

 

 

 

 


 

 

© Спасо-Преображенский храм г. Струнино Александровской епархии, 2010-2015