Паломничество к святыням Ярославской митрополии



 

 

 

 

     5 ноября 2014 года учащиеся воскресной школы с настоятелем о. Александром (Сутыриным), преподавателями учебно-воспитательной группы и прихожанами Спасо-Преображенского храма г. Струнино совершили паломническую поездку к святыням городов Переславль-Залесского и Ярославля.

     Проезжая по старинному Переславлю, основанному князем Юрием Долгоруким в 1152 г. обратили внимание на могучий белокаменный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1152-1157 гг. Как один из ранних образцов русского зодчества, собор далек от изящества – строгие белые стены с узкими окнами-бойницами, приземистость и простота, массивный барабан с главкой. Здесь был рукоположен в игумены преподобный Сергий Радонежский, принял Крещение святой князь Александр Невский.

     Наша первая остановка – у стен старейшего не только в Переславле, но и в России Никитского монастыря. По церковным уставам святого князя Владимира и Ярослава Мудрого получается, что древнее происхождение монастыря на 15–20 лет раньше Киево-Печерской Лавры. Никитский монастырь основан предположительно в 1010 году святым страстотерпцем князем Борисом, одним из младших сыновей равноапостольного князя Владимира. Обитель названа в честь великомученика Никиты Готфского. (Страна Готфская — нынешняя Румыния).

     Святому благоверному князю Борису, первому просветителю Переславской земли, доблестному воину, мудрому правителю, миссионеру был очень близок по духу великомученик Никита, который тоже был воином, тоже просвещал язычников и тоже предпочел земной жизни верность Христу.

     Святой Никита жил в IV веке, был военачальником, богатым, знатным и уважаемым среди готов.

     В царствование святого равноапостольного императора Константина Великого христианство быстро распространялось по Европе. Проникло оно и на берега Дуная. Никита оставил язычество, принял крещение и много потрудился в распространении христианской веры в Западной Европе. За проповедь Христа принял мученическую кончину — был отдан на съедение хищникам. Один из его друзей увез святые мощи на Родину в Киликию (область Малой Азии). Над ними впоследствии христиане воздвигли храм во имя великомученика Никиты, память 28 сентября.

 

 

     Еще с одним именем Никита связана слава обители, но уже преподобным, столпником и Переславским чудотворцем. Уроженец здешних мест преподобный Никита был сборщиком податей. Он собирал налоги в княжескую казну на строительство Спасо-Преображенского храма. Занимаемая должность наложила отпечаток на его характер и поведение. Особо подчеркивается его сребролюбие, непреклонная жестокость, обидчивость и злопамятство, высокомерие и всегда связанная с ним льстивость и угодливость. Он обижает жителей города, наживается за счет бедного люда и не боится ни жалоб, ни доносов, ни наказаний за свою неправду.

     Однажды в храме Никиту глубоко тронули слова пророка Исайи. Мгновенно пред ним предстали все его беззаконные поступки, и вместо икон он с ужасом увидел скорбные лица обиженных и услышал вопли и стоны тех, кого обездолил.

     Дома всю ночь провел без сна и только к утру забылся тревожным сном. А проснувшись, решил все забыть уже проверенным способом: устроить пирушку для друзей и начальников города. И вот уже жена ставит на огонь большой котел с мясом, а когда в очередной раз подошла помешать и проверить готовность варева, то в ужасе отшатнулась: в воде плавали части человеческих тел. На крик прибежал супруг и увидел то же самое. И в этот миг все изменилось в Никите, это был уже не прежний Никита, так как понял смысл видения и почувствовал себя людоедом.

     Ноги сами понесли его к монастырю. В слезах и отчаянии падает он к ногам игумена, чистосердечно исповедуя свои грехи. Строгий и опытный настоятель дает ему послушание: плача о грехах своих у врат обители, просить прощения у всех входящих и выходящих из нее. С глубоким смирением вчерашний лютый грешник идет выполнять повеленное. Вскоре он усиливает покаяние: выйдя раздетым в болото, отдает свое тело на растерзание мошек, комаров, пауков. После такого искуса Никиту включают в состав братии, удостоив ангельского образа. Закончилась жизнь Никиты-злодея, началось житие преподобного Никиты-столпника, Переславского чудотворца.

     С благословения игумена он возложил на себя тяжелые, кованые вериги — железные грубые цепи с тремя большими крестами, а голову покрыл тяжелой каменной шапкой. Пост, молитва, изнурительная борьба с духами злобы поднебесной, ночные копания колодцев после дневных трудов, но и этого показалось преподобному Никите недостаточно. И он принял на себя еще более суровый подвиг, невиданный доселе на Руси. Он выкопал себе глубокую яму — столп, в которой можно было только стоять, а из ямы прокопал подземный ход в храм великомученика Никиты, так что его столпничество было одновременно и затвором. В этом столпе молился преподобный о грехах своих и людских, довольствуясь несколькими глотками воды и одной просфорой в сутки.

     Господь принял его подвиг и еще при жизни наградил даром исцелений и прозорливости.

     Наши паломники с душевным трепетом подходили к мощам преподобного Никиты, а затем отец Александр на каждого надевал цепи-вериги, а в часовне «Столп» (место подвига преподобного) помазал елеем от лампадки пред иконой чудотворца Переславского.

 


Далее в путь к Ярославлю.

 


 

     Следующее наше посещение — Толгский женский монастырь, основанный в 1314 году. В него мы попали, проехав из Ярославля по мосту через Волгу. Здесь находится главная святыня обители Толгская икона Божией Матери. Икона явилась епископу Ростовскому и Ярославскому Прохору (в схиме Трифону). Объезжая свою паству, епископ с путниками остановился на правом берегу Волги для ночлега. А ночью был разбужен ярким светом с противоположного берега, где в Волгу впадала река Толга и был дремучий лес. Пройдя по мосту, которого днем не было, владыка приблизился к огненному столпу, свет от которого озарял всю окрестность и увидел стоящую на воздухе икону Пресвятой Богородицы. Со слезами помолившись пред дивным образом, владыка вернулся по тому же мосту в свой стан, но забыл посох. Утром путники заметили странное исчезновение архиерейского посоха, и святитель отправил их искать на другом берегу. Слуги, переехав Волгу на лодках, обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую между деревьями и близ нее архиерейский жезл.

     За один день построили церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, куда внесли явленную икону. Так было положено основание Толгской обители. Неоднократно защищала Царица Небесная Свою обитель от стихийных бедствий, моровой язвы, пожаров, нашествия иноплеменников. Каждый раз, когда народ в глубоком смирении и со слезами склонялся пред образом Заступницы всех скорбящих, неизменно приходила помощь. На протяжении шестисот лет это был мужской монастырь, сейчас здесь женская обитель, в которой подвизается 120 насельниц. Из стен монастыря вышли 11 настоятельниц, 7 из них уже в сане игумений.

 

     
 
     

 

     В монастыре имеются мастерские по пошиву священнического и монашеского облачения, золотошвейная, иконописная, позолотная мастерские, мастерская резьбы по дереву, пекарня, просфорная. Трудятся сестры и на монастырской ферме, на птичнике, на огородах. Как поведала нам экскурсовод, монастырь полностью себя обслуживает в питании, закупают только рыбу.

     В этом году обитель праздновала 700-летие своего основания. На торжествах присутствовал Святейший Патриарх Кирилл, много архиереев и огромное количество паломников. Наша паломническая группа после пения тропаря, кондака и величания Божией Матери с благоговением приложилась к чудотворной иконе. Отец Александр помазал всех елеем из лампады.

     Другая монастырская святыня — рака с мощами святителя Игнатия Брянчанинова, отца современного монашества и учителя покаяния. После молитвы с величанием святителю мы с земными поклонами подошли к раке с мощами, и отец Александр помазал каждому чело.

      Среди многочисленных бесценных святынь выделяется ковчег с частицей Ризы Господней. Дети старались не пропустить ни одной иконы, ни одного мощевика, благоговейно кланялись им и прикладывались.

     Уезжали из Толги в четвертом часу, а нам хотелось еще попасть на Плещеево озеро и еще в один монастырь Переславля. Стемнело очень быстро, и подъезжать к озеру не имело смысла. Мы попали только в Феодоровский женский монастырь. Шла служба иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Матушка игумения Варвара (она тоже из Струнино) уже ждала нас: в трапезной дали указание напечь булочек, пирожков и пожарить рыбных котлет. Нас сытно накормили, напоили чаем с медом, предложили небольшую экскурсию.

 

 

     Феодоровский монастырь был основан на поле сражения. В 1304 году вблизи Переславля состоялась битва тверичей с полками москвичей и переславцев в споре за великокняжеский престол. Бой произошел в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата (21 июня). Тверичи были побеждены. На месте битвы построили монастырь с главным собором, посвященным святому великомученику Феодору.

     Святой воин Феодор Стратилат считался небесным покровителем рода Рюриковичей и Годуновых, и потому любили бывать на богомолье Феодоровской обители государи московские Иоанн Васильевич III, Василий Иоаннович III, цари: Иоанн Грозный, Феодор Иоаннович, а позже и Борис Годунов. Уже в XVI веке Феодоровская обитель была знатным и богатым монастырем, широко известным православным духовным центром.
С 1667 года было решено Феодоровскую обитель обратить в девичий монастырь. Это было связано с моровым поветрием 1654 года. Население Переславля уменьшилось в пять раз, многие овдовевшие и осиротевшие женщины, пережив тяжкое бедствие и лишившись своих близких, решили посвятить себя служению Богу, но жить им было негде, так как все пригородные монастыри были мужскими.

     Новый расцвет теперь уже женского Феодоровского монастыря связан с деятельностью в Переславле Петра I и благотворительностью его матери царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной и ее крестницы Наталии Взимковой, а также покровительством любимой сестры Петра, царевны Наталии Алексеевны.

     В 1923 году монастырь был закрыт, игумению сослали, священника Николая Дунавева расстреляли (причислен к лику новомучеников в 2000 году). В 1998 году монастырь вновь возвращен Русской Православной Церкви.

 

     
 
     

 

     В 2006 году настоятельницей монастыря стала монахиня Варвара (Чекоткова). В настоящее время здесь подвизается около 20 сестер. Сейчас в обители идут масштабные реставрационно-ремонтные работы. Активную помощь в восстановлении монастыря оказывают сотрудники Федеральной Службы судебных приставов. С 2010 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, святой Феодор Стратилат стал почитаться как небесный покровитель службы судебных приставов.

    Есть в Веденском храме монастыря, где сейчас совершаются ежедневные богослужения, чтимый чудотворный образ — Греческая Андрониковская икона Божией Матери, от которой многие люди получают помощь по вере и молитве к Пресвятой Владычице Богородице.
Наша группа, и стар и мал, написали записочки с просьбами к Царице Небесной и положили в выдвижной ящичек деревянного киота, в который помещен Андрониковский образ Божией Матери.

      Все утешенные тронулись в обратный путь домой в Струнино. Спаси, Господи!


Потапова В.В.

 


 


Отзывы воспитанников воскресной школы

 


Юля, 14 лет. На пути в Ярославль мы посетили Никитский монастырь в городе Переславле, где находятся мощи Преподобного Никиты.

Дальше мы отправились в Толгский монастырь города Ярославля. Мы посетили Введенский собор, в котором прикоснулись к одной из самых чтимых в Ярославле иконе Толгской Божией Матери. Эта икона является чудотворной. Также мы еще смогли увидеть множество святынь, таких как часть камня Гроба Господня, рака с мощами святителя Игнатия Брянчанинова и другие.

На обратном пути мы заехали в Феодоровский женский монастырь в Переславле. В этом монастыре находится старинная чудотворная Андрониковская икона Божией Матери. Этот монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата.

Посетив все эти монастыри, меня настолько впечатлило увиденное, что еще раз хочется в эти благодатные места.


Катя Матренина, 10 лет. Мне все понравилось. Еще мне очень понравилось у матушек. Я хочу еще раз туда поехать.


Лиза, 7 лет. Мне понравилось все. А больше всего — вся поездка.


Маслова Мария, 9 лет. Мне понравились цепи и икона Божией Матери, у которой исполняются желания и хорошо в гостях у матушек. Мне все понравилось!


Сергей Галицкий, 9 лет. Мне понравилось все. Хотелось бы поехать туда еще раз.


Тася, 9 лет. Мне все понравилось.


Иван, 10 лет. Мне понравилось все. Понравилась икона Божией Матери. Также мне понравилась экскурсовод и многочисленная природа (река Волга, деревья).


Я Настя, мне 12 лет. Мне понравилась чудотворная икона Божией Матери.


Алексей, 12 лет. Мне очень понравилось. Особенно кедры в Толгском и вериги в Никитском монастыре. Очень хотелось бы съездить еще раз!


Артем, 8 лет. Мне все понравилось. Хотелось бы еще раз поехать.


Дмитрий, 10 лет. 5 ноября, в среду, я с Воскресной школой и с нашим настоятелем отцом Александром и нашими учителями отправились в поездку по святым местам городов Переславля-Залесского и Ярославля. Мы посетили три монастыря: Никитский монастырь, Толгский монастырь и Феодоровский монастырь. В Никитском монастыре мне запомнилось, как мы прикладывались к мощам, и батюшка надевал на нас вериги. В Толгском монастыре нас вкусно покормили и повели на экскурсию по монастырю. Мне запомнилась красота храма, много мощей и чудотворная Толгская Божия Матерь. Уже поздно вечером мы заехали в Феодоровский женский монастырь, где нас встречала очень добрая матушка игумения Варвара. В этом монастыре мы поставили свечи и написали записки с просьбами к Божией Матери Андрониковской. Мне очень понравилась наша поездка.


Ксюша, 10 лет. Мне понравился Толгский женский монастырь. Матушки такие мастерицы, они делают все сами. Мне все понравилось.


София, 10 лет. Мне очень понравилось. Но особенно мне очень и очень понравился Толгский женский монастырь. Но мне не очень понравилась вечерняя экскурсия, потому что плохо видно.


Таисия, 13 лет. Я была в Толгском, Никитском, Феодоровском монастырях не первый раз. Каждый раз познаю что-то новое. Мне больше всего понравился Толгский монастырь и то, что их матушки очень трудолюбивые, милосердные.


Я Маша, мне 12 лет. Мне понравилось в Петровском соборе чудотворная икона Божией Матери. Я была в Никитском, Феодоровском, Толгском монастыре. Мне понравилось в Никитском соборе железные цепи, а еще понравилось, что матушки такие труженицы.


Ксюша, 7 лет. Мне все понравилось.





 

© Спасо-Преображенский храм г. Струнино Александровской епархии, 2010-2015