Паломническая поездка к святыням Ростова Великого
По окончании учебного года воскресная школа Спасо-Преображенского храма города Струнино Александровской епархии выехала в паломническую поездку к святыням древней земли Ростовской. Ранним утром 4 июня 2015 года учащиеся в количестве 30-ти человек собрались у большого экскурсионного автобуса. После пения «Царю Небесный», настоятель нашего храма отец Александр Сутырин прочитал молитву о путешествующих и благословил паломническую группу. Мы отправились в путь к знаменитым монастырям и храмам Ростова Великого. Великими на Руси называли только два города — Новгород, северную столицу Руси, и Ростов, подобно сказочному «граду Китежу», раскинувшемуся на берегу озера Неро. Впервые Ростов упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом. Вместе с князем Олегом ростовчане ходили на Киев в 882 году и на Царьград в 907 и 911 годах. Ростов был одним из русских городов, которым Византия платила дань. Это самый древний город в Северо-Восточной Руси. Великие киевские князья посылали сюда на княжение своих сыновей. Территория, на которой расположен Ростов, до прихода славян была заселена мерянскими племенами, являвшимися ветвью северного чудского народа, родственного финнам. Меря жили в основном скотоводством. Первые славяне, появившиеся здесь не позднее VIII века и пришедшие скорее всего из Новгорода, привили мерянам свою более развитую культуру, путем создания смешанных семей. К IX веку язык, обычаи и религия меря исчезли бесследно. Только название города, возможно, осталось от мерянского вождя Росты. Хотя есть и другие предания, рассказывающие о происхождении и названии города. Первым удельным князем Ростова стал в 988 году Ярослав Мудрый. 15 июля 989 года его брат, благоверный князь Борис крестил ростовчан в озере Неро. Жителей группами по 10–15 человек заводили в воду, а византийские священники плавали между ними на лодках и плотах, давая каждой группе христианское имя. В память об этом на месте крещения — впадения речки Пижермы в озеро Неро — была поставлена «обыденная» (построенная в один день) церковь Кирика и Иулиты, память которых празднуется 15 июля. Через два года в 991 году, из Киева сюда прибывает первый епископ Феодор, грек по происхождению. С этого момента Ростов становится церковным центром обширнейшей территории. Она включает в себя современную Ярославскую, Московскую, Владимирскую, Ивановскую, Вологодскую, Костромскую области. Язычество сдалось не сразу. Первый Ростовский епископ Феодор, а также прибывший за ним епископ Иларион, тоже грек, из-за оскорблений и враждебности со стороны грубых язычников были вынуждены удалиться из города. Та же участь, быть изгнанным из Ростова, постигла другого святителя — Леонтия, постриженика Киево-Печерского монастыря (середина XI века). Ростовчане избили епископа и выгнали из города. Изгнанный жителями, он поселился практически на том месте, где впоследствии возник Яковлевский монастырь. Зная язык племени меря святитель Леонтий основные усилия обратил к просвещению детей, а также при княжеской поддержке принялся умно и хитро разрушать языческие капища. Миссионерские труды святителя Леонтия в богослужебных песнопениях приравниваются к равноапостольным. Многие даже в среде упорных язычников обратились в то время ко Христу и приняли святое крещение. Но в 1071 году епископ Леонтий был убит. Во время восстания смердов, возглавляемого волхвами. Летописи сообщают о двух крупных восстаниях волхвов, охвативших Северо-Восточную Русь: в 1024 году и около 1075–1076 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом). В 1164 году мощи святителя Леонтия были обретены нетленными. Это событие произошло при князе Андрее Боголюбском, во время постройки в Ростове нового Успенского собора взамен сгоревшего деревянного. Долгое время мощи лежали в раке, сделанной из 120 кг чистого золота (это была единственная на Руси золотая рака), которую в смутное время украли поляки. Память святого празднуется 23 мая/5 июня, в один день с собором Ярославо-Ростовских святых. Сейчас о месте подвигов святителя Леонтия напоминает скромный деревянный крест, находящийся под стенами Спасо-Яковлевского монастыря, напротив колокольни. И наша первая остановка — у стен знаменитого монастыря. Панорама Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря производит впечатление сказочного чудо-города, прекрасно вписанного в приозерный ландшафт. Расположенный на самом берегу озера Неро, он был основан в 1389 году Ростовским святителем Яковом. О жизни святителя известно немного. Ему удалось спасти Ростов от иконоборческой ереси, которую распространял некий Маркиан. Он смягчил наказание одной преступнице, сказав евангельские слова: «Безгрешный пусть бросит камень в грешницу», тем самым нарек на себя гнев смутьянов и был изгнан из города. Епископ Иаков поставил себе хижину неподалеку от города и скоро вокруг него стали собираться преданные ему горожане. Вскоре ростовчане раскаялись и просили святителя вернуться, но праведник остался в своей тихой обители. Так был основан монастырь. День памяти святого отмечается в день его кончины 27 ноября/10 декабря.
Святитель Димитрий Ростовский, давший монастырю второе имя, был назначен на Ростовскую кафедру в 1702 году. Еще в 1684 году, находясь в Киево-Печерской Лавре, он начал двадцатилетний труд по составлению Четьих Миней (календарного собрания житий святых). За письменные труды уже при жизни святителя называли Русским Златоустом. Видя невежество многих священников, он организовал и содержал за свой счет Ростовское Духовное училище, в котором обучались до 200 человек. Димитрий Ростовский скончался в 1709 году, ему было 58 лет. Через сорок три года мощи святого обретены нетленными и оказались чудотворными. Празднуется день кончины святителя 10 ноября, день обретения мощей 4 октября. На территории обители сохранились здания: собор во имя зачатия святой Анны, храм во имя святителя Иакова святителя Ростовского, храм во имя святителя Димитрия митрополита Ростовского, с приделами Никольским и во имя великомученика Димитрия Солунского, Спасская церковь, колокольня, келии, стена с башнями, ворота.
Также мы приложились к святыням монастыря: мощам святителей Иакова и Димитрия. Отец Александр помазал паломников маслицем из лампады от келейной иконы святителя Димитрия Ростовского — чудотворной Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой также «Отрада и Утешение». Перед ней святитель молился, прося помощи у Царицы Небесной в самом значимом труде его жизни — составлении книги Житий святых на весь год. И перед Ватопедской иконой святитель Димитрий скончался в молитвенном обращении. В Яковлевской церкви мы приложились еще к одной святыне — мощам преподобного Авраамия, основателя Авраамиева монастыря. Много трудов и подвигов понес преподобный в деле насаждения Христовой веры среди местного населения. Сам апостол Иоанн Богослов явился блаженному и вручил жезл, чтобы сокрушить каменного идола Велеса, которому поклонялись ростовчане. Этот жезл царь Иоанн Грозный взял с собой перед решающим походом на Казань в 1552 году, а после победы в знак благодарности построил Богоявленский собор в Авраамиевом монастыре (также одной из древнейших обителей страны). Память преподобного Авраамия Ростовского празднуется 11 ноября. К преподобному обращаются за помощью в самых разных нуждах, особенно рекомендуется молиться ему тем, кто переживает о неверии своих близких; тем кто страдает расслаблением тела (параличом). Также молятся преподобному об отгнании от человека темной силы. А еще в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре мы побывали на смотровой площадке, расположенной на крепостной стене. По крутым каменным ступенькам поднялись на старинную колокольню и сделали многочисленные фотоснимки на фоне тихих вод озера Неро. В нем, по некоторым легендам волхвами были затоплены огромные награбленные богатства. Но неожиданно самым настоящим золотом стало тинное дно озера. Черный ил, покрывавший дно, или сапропель, оказался ценнейшим удобрением, а еще и антибиотиком, биостимулятором роста с витаминами Д, Б1, Б2.
Далее наш автобус направился к центру города — Ростовскому Кремлю, который возводился как резиденция митрополита, и не был рассчитан на оборону. Его крепостные сооружения носят декоративный характер и вместе с остальными зданиями представляют живописный ансамбль, главной доминантой которого и города в целом является Успенский собор. В соборе мы поклонились мощам святителя Леонтия, епископа Ростовского, пропели тропарь с величанием. В соборе, также под спудом почивают мощи святого благоверного князя Василько Ростовского, раненным попавшего в плен к татарам после битвы на реке Сить в марте 1238 года. Молодой князь, которому было 28 лет, отверг предложение перейти на сторону противника, что означало бы и сохранение жизни, и сохранение за собой княжества и власти. Не желая участвовать в дальнейших интригах татар, в их политики стравливания русских князей, молодой правитель Ростовского княжества ответил, что он не предатель своей Родины и веры и не будет служить врагам. За отказ князь был зверски убит. Подвиг князя-мученика Василько как и подвиги сонма других князей-мучеников Руси явились для будущих поколений нравственной опорой в деле освобождения от татаро-монгольского ига. Большая часть дошедших до нас зданий Кремля была построена много позже Успенского собора, в основном в период правления митрополита Ионы, который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений и ансамбля в целом. Митрополит Иона оставил о себе светлую память множеством прекрасных храмов и монастырей, украсивших города епархии. В Ростове он задумал построить митрополичий дом — дворец, который по замыслу должен был стать «русским Ватиканом». По древнерусским традициям, здание Кремля были соединены между собой крытыми переходами и галереями. По ним можно пройти в шесть церквей и кафедральный собор, а также в терема и палаты, каждая из которых представляет собой оригинальное архитектурное сооружение.
Всю свою энергию и талант митрополит Иона вложил в строительство Ростовского Кремля, продолжавшееся около 30-ти лет. Так, по его замыслу около 1682 года к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: «Полиелейный» в сто пудов и «Лебедь» в 500 пудов. Позже мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя «Сысой», в память об отце митрополита Ионы, построившего звонницу. Один язык «Сысоя» весил более тонны. На звоннице полностью сохранился набор из 15-ти колоколов, каждый колокол имел яркое имя. Так в «Голодарь» звонили во время Великого поста. С этих пор началась знаменитая колокольная традиция Ростова. Запомнилось нашей группе посещение каменного храма Спаса на Сенях (ранее церковь Спаса Нерукотворного образа), который вошел в состав Митрополичьего дома и стоял над каменными погребами (отсюда — «на Сенях»). Внутреннее убранство храма уникально. Алтарь, иконостас, солея и все стены покрыты фресковой живописью. На огромной солее, возвышающейся не на четыре, а на восемь ступеней, под аркадой на золоченых столпах — митрополичье место. Царские врата обложены золоченой медью. Уходя из церкви, верующие видели картину Страшного суда, изображенную на всей западной стене храма. Следующий пункт назначения — Троице-Сергиев Варницкий монастырь. В трех километрах от Ростова, на левом берегу реки Ишны, находится поселок Варницы, названный так потому, что в XIV–XVII веках здесь вываривали соль из жижи, добываемой через колодцы. Здесь жил боярин Кирилл со своей женой Марией, у которых 5 июля 1314 года родился сын Варфоломей, будущий преподобный Сергий Радонежский.
Монастырь основан в 1427 году святителем Ефремом, архиепископом Ростовским, на месте рождения великого угодника Божия, преподобного Сергия. Здесь находилась усадьба родителей Преподобного, здесь прошло его детство, и было явления ангела Господня. 14 лет прожил в Варницах преподобный Сергий, потом он переехал со своими родителями в Радонеж. После революции монастырь закрыли, и он подвергся разорению. Были разрушены Троицкий собор, колокольня, кладбище и монастырские стены. Введенская церковь перестроена. В 1995 году обитель возвращена Церкви. Возведены монастырская ограда, келейные корпуса, ведутся восстановительные работы. На территории царят чистота и порядок. Здесь же находится православная гимназия, куда могут поступать юноши после 9-го класса. Кроме общеобразовательных дисциплин здесь изучают древние языки, один новый иностранный язык, духовные дисциплины. К услугам учащихся пансионное проживание, богослужебная практика, интернет-классы, тренажерный зал и спортивные мероприятия, свежий воздух, паломнические поездки. Из стен учебного заведения гимназисты выходят весьма подготовленными для дальнейшей учебы в семинарии или православном вузе. Из Варницы группа направилась в Борисо-Глебский на Устье Ростовский монастырь. Он основан в 1363 году по благословению преподобного Сергия Радонежского, который сам выбрал и указал место будущей обители старцам Феодору (†1419 год, память 4 ноября и 5 июня) и Павлу (память 4 ноября) в 18 верстах к Северо-Западу от Ростова Великого, на возвышенном берегу реки Устье, сказав пустынникам: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие». Ободренные этими словами, а затем чудесным явлением святых страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобные Феодор и Павел решили построить на этом месте Борисоглебский монастырь, который впоследствии был очень богат и занимал особое положение в связи с покровительством ему рода Рюриковичей, из которого происходили сами святые страстотерпцы Борис и Глеб.
Со времени основания и до начала XVI века ансамбль монастыря оставался целиком деревянным. Великий подвиг строительства каменных монастырских храмов взял на себя игумен Феофил, тридцать лет управлявший Борисоглебским монастырем. К концу XVII века архитектурный ансамбль в целом был завершен. Строителями монастыря-крепости в начале XVI века были ростовские зодчие, мастера каменного дела Григорий Борисов, Третьяк Борисов и артель безымянных мастеров. Здесь создался особый стиль строительства — не московский, не ярославский, а именно ростовский. Все постройки возведены из кирпича, без применения белого камня. В этот суровый и тревожный век в крепостном зодчестве соблюдаются строгие и немногосложные формы: гладкие, простые и прочные стены, щелевидные окна, амбразуры, глухие дверные затворы, уходящие в толщу стен двери. Всюду суровая гладь и особая атмосфера древности. Французский писатель Сартр, посетивший монастырь в 1961 году, был поражен его величием: «Нигде в мире не видел я подобной обители. Это выше романских монастырей Франции». В архитектурном отношении это один из прекрасных монастырей России, жемчужина русского крепостного зодчества первой половины XVI века. В XVI веке в монастыре подвизался в иноческом чине преподобный Иринарх. Он вел подвижническую жизнь и стяжал благодатные духовные дары. После него остались железная цепь в двадцать саженей, железные путы, которые он носил на ногах, восемнадцать оковцев, которыми он сковывал руки и грудь, пояс весом в пуд, сто сорок два медных креста и еще семь пудов металла. Все вместе — 154 кг. Сохранилась келия преподобного Иринарха и вериги святого. Его мощи почивают под спудом. Сами основатели преподобные Федор и Павел погребены в северном углу Борисоглебского собора. Ярким завершающим эпизодом паломнической поездки явилась остановка на берегу маленькой живописной речушки. Дети играли в мяч, бадминтон, в вышибалы. И счастливые возвратились домой.
Валентина ПОТАПОВА директор Воскресной детской учебно-воспитательной группы при нашем храме
|