Торжество Православия
В воскресенье, 20 марта 2016 года, в Неделю 1-ю Великого поста, по окончании поздней литургии в нашем храме совершалось молебное пение Недели Торжества Православия. В этот же день, старейший клирик прихода, протоиерей Владимир Леонов отмечал 50-летие служения в священном сане. Ровно 50 лет назад состоялась диаконская хиротония нашего дорогого батюшки. Настоятель храма, благочинный Александровского округа протоиерей Олег Михайлов поздравил отца Владимира от лица клира и прихожан, с пожеланием крепости душевных и телесных сил, здравия, спасения, помощи Божией в продолжении пастырского служения. По окончании богослужения настоятель о. Олег обратился к прихожанам с проповедью: В середине VIII века люди смогли защитить истинное иконопочитание, и не на словах, а многим приходилось отдавать свою жизнь и проливать свою кровь, да и сами святые иконы страдали в огне и от меча. Не сразу мир установился в Церкви Божией. Спустя несколько десятилетий было установлено совершение молебного пения на Торжество Православия, так чтобы во все времена, во все века люди могли бы знать, где находится Истина. Мы знаем слово, которое произнес Понтийский Пилат, когда находился рядом с нашим Спасителем. Вокруг были иудеи, гонители Христа. Они требовали распятия, требовали смерти. Пилат, как язычник не знал Закона, не знал Писания, и что его побудило – сложно сказать, но он в такой обстановке обратился к Христу после Его слов, и спросил – «что есть истина?» (Ин. 18:38). И Господь ему ничего не ответил. Потому что сама Истина пред ним стояла. Это Христос, Он – «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). И вот Торжество Православия – это торжество Христа. Торжество Его спасительного Распятия, Его жертвенной Любви за нас грешных. Это торжество истинной Правды над ложью. Сегодня мы слышали ветхозаветные слова из псалма, прочитанного чтецом «не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду» (Пс. 74:6). Человек, к сожалению, настолько свободен, что может говорить неправду даже на Бога. К сожалению, наш разум уязвим, и может оказаться в заблуждении, или, как прямо Церковь говорит – впасть в ересь. Это страшная болезнь разума. Она страшнее даже чем грехи, о которых Церковь строго замечает и дает запрещение причащаться многие годы – это прелюбодеяние, блуд. На несколько лет отлучает Церковь от Причастия блудников, потому что воспоминания об этом грехе очень долгие. Но установила принятие людей, которые раскаялись в своих лжеучениях через покаяние и, что самое главное, через предание анафеме, отречение от той ереси, которая некогда их поглотила. И тут же следует возвращение в Церковь. Потому что лекарство от ереси – это проклятие самой ереси. Если заблуждающийся человек это произносит, он тут же становится здоровым, и Церковь его принимает вновь. Так было на Вселенских Соборах, когда ереси были осуждены и те, кто раскаялись в них, осудили свои заблуждения – возвращались в лоно святой Православной Церкви. В больших кафедральных соборах, на архиерейских службах произносится полный чин молебного пения на Торжество Православия, где есть перечисление анафем. Это перечисление сохранилось, и оно как ограда и ограждение против ересей, которые нет-нет, но и вновь возвращаются. Это, наверное, что-то из прошлого, люди болеют тем же недугом, они впадают в плотское мудрование, они впадают в грех властолюбия и сребролюбия. Известно, что человек, подстрекаемый диаволом, впадает в такие грехи. И мы видим, на протяжении всей истории, что люди, потворствующие всевозможным ересям, стремятся либо к власти, либо к наживе. Лукавый, подстрекая этих людей, пытается таким образом разрушить Церковь Божию. Можно человека увлечь в смертные грехи (это тоже получается, к сожалению), но можно человека безупречного во внешнем увлечь в грех ереси. И это особенно опасно, потому что часто и не видно, что человек тяжело болен грехом и находится уже вне Церкви...
|