Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Праздник Крещения Господня приводит нас к созерцанию великой тайны Пресвятой Троицы. Когда при схождении в реку Иордан Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, снизошел Святой Дух в виде белого голубя и был слышен глас Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3, 17). Тайна Пресвятой Троицы раскрывается для сердечного чистого созерцания человека, который вышел из рук Божиих как самое благодатное творение Его. Ради которого Господь создал весь видимый мир со всеми его стихиями, в том числе водной стихией, о которой в день Богоявления принято особо говорить. Господь наш, Который все премудростию сотворил (Пс. 103,24), благоволил так, чтобы водная стихия поражала человека своей красотой, своими полезными качествами. Будь то великое морское пространство, которое захватывает дух человека, будь то река горная или обычная, которая течет и своим движением также привлекает внимание. Или может быть это простой родник, который несет свои чистые воды, притягивая своей тихой красотой. Человек останавливается, задумывается и наверняка благодарит Творца, который все создал для нашей пользы, для нашего вразумления, так чтобы мы через видимое творение прославляли невидимого Творца. И вот река Иордан, которую сам Господь использовал для того, чтобы в ней совершалось Таинство исповеди, которое проводил Иоанн Креститель. Действительно это было начало Таинства исповеди, предзнаменование того что люди будут открывать свою душу и она будет очищаться благодатью Христовой которая обильно изливается благодаря Его Жертве на Кресте. И река Иордан стала не только священной, но и тяжелой рекой, где находились, скажем, грехи людей, оставаясь после исповеди у Иоанна Крестителя. Вот именно в эту реку входит Господь наш Иисус Христос, чтобы взять все эти грехи на Себя. Везде где бы мы ни встречали поступь нашего Спасителя, везде Он говорит о том, что Он есть искупительная Жертва. О том, что все страдания людей связаны с грехами, с беззакониями, с преступлениями, со страстями, со злобой, с ненавистью, с превозношением, с высокомерием. И вот дабы очистить человеческий род от этих страстей, от злобы, от коварства – Господь входит в нашу жизнь как высочайшая Любовь. И когда Он нас призывает к себе разными путями, порой чудесными или промыслительными событиями, то в нашем ответе Богу, всегда разумеется жертва. Поэтому каждый верующий человек должен быть готов к какой либо жертве, по крайней мере так чтобы достичь спасения своей бесценной души, которую Господь нам вручил. Но возможно нам приходится жертвовать собой и чаще, когда мы стараемся сделать что-то полезное нашим ближним, не ублажая их страсти или какие-то наклонности, но чтобы действительно сделать их выше и чище. Дай Бог, чтобы благодать сегодняшнего Праздника и той воды, которую мы с благоговением принимаем в этот день, нас изменяла, делала лучше и чище. Так чтобы нам не поддаться на какие-то искушения, чтобы наше сердце не тревожилось ненавистью, осуждением, недовольством или роптанием, но чтобы все мы делали тихо, мерно, чисто и богоугодно. С праздником!
(Слово на утрене в праздник Богоявления настоятеля Спасо-Преображенского храма протоиерея Олега Михайлова. 18.01.2017 г.) |