Паломническая поездка в Ново-Иерусалимский монастырь
На осенних каникулах настоятель Спасо-Преображенского храма г. Струнино иерей Александр Сутырин организовал для нас - учащихся Воскресной школы, паломническую поездку в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Это паломничество дает нам прекрасный повод рассказать об одной из самых значимых обителей в истории христианского мира, заново прочувствовать красоту и славу древних памятников Святой Руси.
Дорога предстояла не близкая, а поэтому уже около семи часов утра комфортабельный автобус ожидал нашу группу у ворот храма. Три часа пути и вот уже подъезжаем к стенам знаменитой обители. Через арку Святых ворот с церковью Входа Господня в Иерусалим мы попадаем на территорию монастыря. Нашему взору открывается величественная панорама монастырских построек с огромным собором посредине, посвященным Воскресению Христову.
Среди множества русских монастырей есть такие, вся история которых неотделима от личности одного - единственного человека – основателя обители. Сколько бы ни прошло веков со времени их основания, мы и сегодня продолжаем говорить: «Обитель преподобного Сергия», «Данилов монастырь», «Зосимова пустынь».
Воскресенский Нововоиерусалимский монастырь, расположенный примерно в пятидесяти километрах к западу от Москвы на живописных берегах реки Истры, связан с именем одного из самых выдающихся людей всей тысячелетней истории Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Никона (1605 – 1681 гг.). Историк В. О. Ключевский писал, что в XVII веке не было в России личности более великой, чем Патриарх Никон, - как по тем деяниям, которые он успел совершить, так и по масштабу замыслов, которые он вынашивал в своем сердце.
Будущий Патриарх Никон родился в Княгининском уезде Нижегородской губернии. Еще в детстве Никита, так звали будущего патриарха, рано лишился матери и, натерпевшись немало от злобной мачехи, двенадцати лет от роду он тайно уходит в Желтоводский Макарьевский монастырь. Шесть лет он пробыл там послушником; за это время обучился основам веры (грамоту он знал с детства), приобрел обширные познания в монастырской библиотеке, удивлял более старших монахов горячей ревностью и строгостью своей жизни.
Но принять постриг на этот раз ему не пришлось. По просьбе родственников он вернулся домой к умирающему отцу, затем он женился и был рукоположен в священники в соседнее село. Вскоре московские купцы, познакомившись с умным даровитым молодым священником, приглашают его в Москву. Отец Никита принял приглашение и прослужил приходским батюшкой около десяти лет. Но мысль о монашестве не оставляла отца Никиту - трое сыновей один за другим умирали еще в младенчестве. Увидев в этом знамение Божие супруги решают удалиться от мира. Матушка стала монахиней Алексеевского монастыря, а отец Никита удалился в Соловецкую обитель на Анзерский скит. Там он принял монашество с именем Никон. Было ему тогда тридцать лет.
В 1643 году он избирается игуменом Кожеезерского Богоявленского монастыря, а в 1646 году будучи по делам обители в Москве впервые встречается с царем Алексеем Михайловичем. Его ум, образованность, ревность и благочестие произвели на молодого царя такое сильное впечатление, что тот ни за что не захотел отпустить его обратно на Соловки. Началось их быстрое сближение, переросшее в настоящую дружбу. Вскоре по просьбе царя игумена Никона назначают архимандритом Московского Новоспасского монастыря, где Алексей Михайлович часто бывал на богомолье. Теперь их встречи становятся особенно частыми: по пятницам Новоспасский архимандрит обязан был являться к царю печаловаться, то есть докладывать о нуждах, обидах и угнетениях со стороны сильных, которым подвергались бедные и бесправные.
В 1648 году архимандрит Никон становится митрополитом Новгородским. Для людей искушенных это было новым знаком его возвышения: в то время владыка именно Новгородской епархии становился очередным патриархом. Так и случилось в 1652 году, когда отошел ко Господу престарелый патриарх Иосиф. Начались годы искренней и тесной дружбы царя и патриарха. Столь искомая православная симфония царской и духовной власти воплощалась на деле. Естественно, у этой симфонии было много врагов и, прежде всего, - боярство, люди, привыкшие находиться возле царя, пользовавшиеся его милостями, живущие в роскоши, строившие свой быт на западный образец, не тратившие «лишних» сил на молитвы и посты.
В 1654 году, отправляясь в поход на войну с Польшей, царь оставляет вместо себя Патриарха Никона. Естественно, это не прибавляет ему любви со стороны знати. А когда, вернувшись с войны, царь жалует патриарха титулом «великий государь», ненависть бояр разгорается с новой силой. Необходимо было вбить клин между двумя государями, чтобы управлять, по крайней мере, одним, более слабым и податливым. Придворные интриганы, конечно же, добиваются успеха, используя испытанный прием – клевету.
В 1658 году происходит уже открытый разрыв между царем и патриархом. Царедворцы убедили царя, что Святейший посягает на его власть, желает стать первым на государственном престоле. Видя, что симфония больше не может быть достигнута, Патриарх Никон оставляет Патриарший престол и удаляется в подмосковный монастырь Новый Иерусалим.
Замысел создания Новоиерусалимского монастыря рождался у Патриарха Никона постепенно. Сам по себе этот замысел был грандиозен. Патриарх Никон желал создать в России место, которое являлось бы изображением своего рода пространственной иконой святых мест Палестины, где совершился Крестный Подвиг Спасителя.
К середине XVII века во время царствования Алексея Михайловича давняя идея «Москва – Третий Рим» все более овладевает умами просвещенных людей. Еще в начале XVI века инок Филофей писал Ивану III: «Два Рима пали, Третий – Москва - стоит, а Четвертому – не бывать. Соборная церковь наша в твоем державном царстве одна теперь паче солнца сияет благочестием в поднебесной. Все православные царства собрались в твоем царстве. На всей земле один ты христианский царь».
Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон наполнили эту идею новым содержанием. Ей сопутствовала мысль, что если Россия духовный центр Вселенского православия, то на ее земле должны быть воссозданы и подобия главных христианских святынь. И Патриарх Никон решает создать на земле Русской духовный образ Святой Земли, которая уже долгие века находилась под властью сначала арабов, а потом османских турок. Он как бы переносит всю Святую Землю в Россию, ставшую к середине XVII века самой могущественной и влиятельной православной державой. Сила России требовала соответствующей славы. Святая Русь должна стать и уже становится преемницей Святой Земли.
За основу новой обители Патриарх Никон взял Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Кипарисовую, украшенную перламутром, модель храма подарил Никону Иерусалимский патриарх Паисий. Русский паломник Арсений Суханов, дважды побывавший в Святом Граде по поручению патриарха, привез точные обмеры Храма Господня. Но главным подспорьем для строителей стали чертежи итальянского зодчего Бернадино Амико, изданные во Флоренции в 1624 году.
По повелению патриарха для большей схожести со Святой Землей на берегу реки Истры вырубили весь лес, а окрестности переименовали в соответствии с палестинскими названиями мест, связанных с земной жизнью Спасителя. Холм, на котором был заложен монастырь, стал называться Сионом, река Истра – Иорданом, впадающий в него ручей – Кедроном. Небольшие пригорки от обители стали называться Елеонской горой и Фавором. За монастырем раскинулся Гефсиманский сад. Село Микулино стало Преображенским, деревня Зиновьена Пустынь – Капернаумом. А Новым Иерусалимом монастырь окрестил сам государь в одном из писем патриарху. И это название навеки закрепилось за обителью. Происходили эти события в те времена, когда еще крепок был союз царя и патриарха, когда их называли «премудрой двоицей». После разрыва отношений с царем Никон покидает патриарший престол, поселяется в любимой обители и с еще большим усердием берется за ее устройство.
Итак, великое строительство начинал опальный патриарх, человек, со всех сторон теснимый недоброжелателями. Зато строительство это шло не только под его личным руководством, но и при непосредственном его участии. Как простой монах Патриарх вместе с братией обжигал и носил кирпичи, копал пруды и запускал в них рыбу, строил мельницы, выкорчевывал деревья, осушал болота, возделывал огороды, заготавливал сено. Братия изумлялась смирению и трудолюбию своего настоятеля. А когда в монастырь потянулись первые паломники, Патриарх Никон взял на себя новое послушание. Каждый понедельник он встречал первого богомольца и омывал ему ноги. И это при том, что на теле его всегда были пудовые железные вериги, до сих пор хранящиеся в музее Нового Иерусалима.
По описаниям современников Патриарх Никон был высок, крепкого сложения, с яркой внешностью и выразительными глазами. Его патриаршие одежды были тоже богатырскими. И как говорили – весили четыре пуда. А в них он и служил, и ходил в далекие крестные ходы. Кроме ежедневного келейного правила он прочитывал всю Псалтирь, клал тысячу поклонов, часто служил Литургию по-гречески и она отличалась особой продолжительностью. Для уединенной молитвы Патриарх Никон вдали от монастыря устроил себе скит на берегу Истры на искусственном островке, образованном специальными прорытыми от реки протоками. Каменный скит напоминал восточную жилую башню. В нем были домовая церковь, жилые и хозяйственные помещения. А еще – особая келья – спальня патриарха с каменным ложем вместо кровати.
Восемь лет, отпущенные Святейшему Патриарху на строительство Нового Иерусалима, не прошли даром. К 1666 году грандиозное здание Воскресенского собора было доведено до сводов и его внешний вид почти определился. Были намечены и другие «святые места» в окрестностях. Во время сооружения подземной церкви в честь Обретения Креста Господня открылся источник чистейшей воды, названный Животворным. Сам монастырь был превращен в центр духовной культуры. Для монастырских работников открыли школу, где обучали грамоте и художественным ремеслам. В мастерских отливали колокола, в обители трудились каменотесы, резчики, иконописцы, переводчики и поэты. Начала работать типография. Особенно славилась монастырская библиотека, основу которой составляли личные книги Патриарха. Среди них было немало и уникальных – рукописных греческих. Кроме того, в библиотеке хранились – знаменитый сборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие, Воскресенская и Никоновская летописи и многое другое. Собрание книг насчитывало более 600. Количество по тем временам весьма значительное.
Патриарх Никон не ставил цель точно скопировать Иерусалимский Храм Гроба Господня, а видел в нем лишь прообраз. Свой Воскресенский храм он представлял соборным, всероссийским и даже вселенским. Поэтому даже в главном алтаре были устроены троны для вселенских патриархов. По замыслу в соборе должно было быть 365 приделов, чтобы всегда был в нем престольный праздник и каждый день шла праздничная служба. Но при жизни Патриарха было построено только 29 приделов. Патриарх Никон принимал в свой монастырь греков, грузин, молдаван, белорусов, украинцев , поляков, литовцев. При нем число братии достигло 500 человек.
Строительство монастыря вел Аверкий Макеев – главный зодчий всех Никоновских построек. Славился храм и своими керамическими иконостасами. Их было 11. Его стены и порталы украшали 50 тысяч изразцов. Изразцы для собора отливали в керамической мастерской.
В 1679 году молодой царь Феодор Алексеевич издает указ о возобновлении строительства. В это время он пишет грамоту ссыльному «иноку Никону», в которой просит прощение за отца, несправедливо осудившего Святейшего Патриарха. Вселенские патриархи на запрос Феодора Алексеевича подтвердили неканоничность решения собора в отношении Святейшего Патриарха.
Схимонаха Никона повезли из ссылки водным путем, но его физические силы были уже на исходе. Не доехав до Ярославля, он скончался. Трое суток верующие из окрестных селений подходили к его руке. Многие получали исцеления от болезней физических и недугов духовных. Похоронили Патриарха Никона в его любимом монастыре в Воскресенском соборе под Голгофой. Вскоре на его могиле стали совершаться многочисленные исцеления. В середине тридцатых XX века погребение было кощунственно вскрыто, мощи оказались нетленными. Дальнейшая судьба святых останков неизвестна.
После кончины Патриарха его друзья и единомышленники старались закончить начатое им дело. В 1685 году было завершено строительство Воскресенского собора. Но в 1723 году рухнул шатер над ротондой Святого Гроба, еще через три года храм сгорел. Его заново отстроили по указу Елизаветы Петровны в 1749 – 1756 гг. Проект разработал зодчий граф Растрелли (в характерном для того времени стиле барокко), руководил строительством архитектор К. Бланк. Еще раньше на рубеже XVII – XVIII веков по указу Петра I деревянные монастырские стены были заменены каменными с надвратным храмом в честь Входа Господня в Иерусалим.
Бури XX века не обошли монастырь стороной. Он был закрыт в 1919 году, в 1920-м на его базе был создан Художественно-исторический краеведческий музей. Великая Отечественная война также не пощадила монастырь. 8 декабря 1941 года отступавшие немцы почти полностью сожгли город, взорвали все главные постройки Нового Иерусалима. Секретный приказ Рейха предписывал уничтожать памятники славянской культуры. Документы о варварском уничтожении фашистами Нового Иерусалима были включены в обвинительное заключение на Нюрнбергском процессе. После войны начались восстановительные работы, продолжавшиеся долгие годы.
В 1994 году Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был возвращен Церкви, а в 1995 году начались богослужения в Воскресенском соборе. Сегодня паломники, приезжающие в Воскресенский монастырь, не только поклоняются месту страданий Господа нашего Иисуса Христа, но и мысленно переносятся в бурный XVII век, молитвенно вспоминая великого строителя великого монастыря, поражаясь масштабности величия его замыслов.
И мы очень благодарны нашему настоятелю иерею Александру Сутырину за радость, полученную от удивительной поездки, и за уникальную возможность прикоснуться к святыням Русской Палестины, осознать грандиозность культурного наследия нашей страны, нашей православной веры, Святой Руси.
Валентина Потапова директор приходской воскресной школы
|