Слово о православной семье

 



      Русская пословица гласит: «Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться, молись втрое».

      Опуская размышления о чести и благородстве упомянутых мореплавателей и воинов, посвятим небольшое посильное слово о сугубой важности несения семейного креста, о духовной высоте благочестивого христианского супружества.

      Союз брачный не столько внешний, телесный, сколько, прежде всего духовный: союз двух сердец, душ, составивших как бы одну душу, одну жизнь, одно существо. И вот, что означают библейские слова: «Будут двое — одна плоть» (Быт. 2,24), т.е. как одно существо, как бы одно лицо. Для чего такой союз? Для того, чтобы через такое соединение двух душ, двух жизней в одну жизнь, общая эта жизнь была полнее, богаче, лучше, чтобы то, что есть лучшего в муже сообщалось жене, а что — лучшего в жене, усвоялось мужу, словом, чтобы, живя в тесном и неразрывном союзе, супруги тем успешнее трудились для своего усовершенствования духовного, счастья на земле и спасения на небе. Этому-то учит и слово Божие, когда говорит, что муж может святиться, спасаться через жену, а жена — через мужа. Вот, та высокая цель, которая, прежде всего, освящается для супружеского союза в таинстве брака. Вместе с тем освящается и другая цель этого союза — благословенное рождение и христианское воспитание детей для умножения царства Божия, т.е. общества верующих во Христа и спасающихся через Него.

      Признанный учитель Церкви II-III вв. Тертуллиан в священном порыве восторга о величии брака восклицает: «Как изобразить счастье супружества, которое заключает сама Церковь, которое утверждает молитва, запечатлевает благословение, объявляют Ангелы и окончательно утверждает Отец Небесный. Как приятно иго двух сердец, соединённых одной надеждою, одним учением, одним законом. Они как дети одного Отца, как рабы одного Господа; нет между ними никакого раздора ни в душе, ни в теле. Они два в одной плоти. Где плоть одна, там и дух один. Они вместе молятся, вместе приклоняют колена, вместе постятся, взаимно наставляют и увещевают друг друга. Они вместе присутствуют в Церкви и на трапезе Господней, вместе терпят гонения, вместе наслаждаются и спокойствием. Они ничего не таят друг от друга, не бывают в тягость один другому. Свободно посещают больных, без стеснения раздают милостыню, без развлечения стоят в молитвенных собраниях; вместе поют псалмы и гимны и взаимно влекут друг друга к прославлению Господа».

      Такое поистине блаженное состояние супружества не всегда встречается в народе нашем, но, как сказано, «Ищите и обрящете» (Мф. 7,7); положившие подобающие усилия и моления приближаются к прочному, благополучному семейному союзу; то тут, то там увидишь замечательную семью, в которой пребывают терпение, снисхождение, забота, согласие и мир. Да не премолчим, что и Церковь Христова жива, несёт она людям заблудшим, ищущим свой спасительный благовест и неравнодушные многому могут научиться, почерпнув из её кладезя духовного живительной воды чистого учения о человеке и смысле его жизни. Прекрасно, когда люди молодые с самого начала становления их семьи преклоняются пред заветами Церкви, искренно надеясь на помощь Божию и желая послужить Господу и отечеству своим благочестивым житием.

      А для непокорных и нерешительных напомним слова преподобного Нектария Оптинского: «Счастье в брачной жизни даётся только тем, кто исполнят заповеди Божий и относится к браку, как к таинству Христианской Церкви».

      Не секрет, что молодое поколение частенько впадает в некое, возможно, главное заблуждение относительно семейной жизни: все ищут и ждут от жизни семейной счастья, как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья, ни в каком роде, и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добивается.

      Что касается людей уже вступивших в брак, то и для них предложим небольшое, полезное замечание. Дорогие супруги, нет людей и супружеских пар, у которых не было бы недостатков, нет семей, где всё проходило бы идеально и гладко. Но если вы хотите, чтобы ваш брак был таинством, если хотите создать настоящую полноценную семью, вы должны бороться с недостатками вместе, воспринимая их не как недостатки другой половины, но как свои собственные. Ведь вы двое — плоть едина. У святителя Иоанна Златоуста есть интересное заключение, касающееся благого общения и понимания между супругами: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, муж, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви».

      В заключение приведём слова, которые произнёс Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своём выступлении на юбилейном заседании епархиального собрания города Москвы 15 декабря 2000г. «Семья — это образ Святой Троицы. Отец, мать и дитя — три ипостаси единого по существу творения Божия. Адам от Бога, Ева от Адама, дети от них, а благословил размножение — Сам Господь. Это должен знать каждый школьник.

      За две тысячи лет исчезли многие народы, рухнули цивилизации, погибли миллионы людей, исчезли культуры и языки. Церковь же стоит, и будет стоять до конца веков. Почему? Потому что она стоит на крови, жертве, подвиге любви Бога и людей, последовавших за Христом, которых мы называем столпами Церкви. А семья, это малая Церковь, разве не стоит твёрдо только на любви и жертве, на служении каждого целому? Конечно, это так. И этому тоже надо учить детей и подавать им в том пример, а не спорить до бесконечности о том, кто прав более другого. Церковь первохристианских времён победила мир любовью. Посмотрите, говорили внешние, как они любят друг друга. А мы часто готовы спорить друг с другом из-за сущих пустяков. А ведь наша правда часто не совпадает с Христовой истиной.

      Если Церковь будет укреплять семью, а зачатых детей спасёт от почти закономерного убийства, мы спасём и святую Русь, а по-христиански воспитывая детей, обеспечим будущее христианства на нашей земле».

 


Протоиерей Олег (Михайлов)

 

© Спасо-Преображенский храм г. Струнино Александровской епархии, 2010-2015