Внебогослужебная беседа

о Таинствах Исповеди и святого Причастия

 

 

 Протоиерей Геннадий Архипов проводит внебогослужебную беседу

 

 


     В воскресенье, 1 декабря 2013 года, в нашем храме состоялась очередная внебогослужебная беседа с прихожанами, которую провел помощник настоятеля по катехизаторской работе, протоиерей Геннадий (Архипов). В ходе беседы была затронута самая важная для каждого христианина тема: Таинство Исповеди и святое Причастие.

     Как испытывать свою совесть? В каких грехах нужно каяться? Как правильно подойти и что нужно говорить священнику на исповеди? Что делать, если список грехов каждую исповедь один и тот же? Как искренне сокрушаться о грехах? Каким образом положить начало своему исправлению? – вот далеко не полный перечень животрепещущих вопросов, обсуждавшихся в ходе беседы.

     Батюшка предварил разговор кратким цитированием книг современных пастырей и святого праведного Иоанна Кронштадтского, предложив собравшимся собственные развернутые и исчерпывающие комментарии по каждой теме. Не остались в стороне и слушатели. Многие из участвовавших в беседе прихожан задали даже не по одному волнующему их вопросу.

     — Что же такое грех? – вопросил о. Геннадий в начале беседы.

     — Нарушение Заповедей Божиих! – последовал ответ собравшихся. Но на вопрос: «Какие у нас есть Заповеди?», – никто из слушателей подробно и обстоятельно ответить не смог. Батюшка рассказал, что помимо ветхозаветных Заповедей Закона Божия, данных Моисею, есть еще и новозаветные Заповеди, которые содержатся в Евангелии, в разных местах. Эти заповеди, по словам о. Геннадия, следовало бы написать на стенах храма золотыми буквами, чтобы каждый христианин знал их наизусть, следовал бы им, и строил в соответствии с этими Заповедями свою жизнь. И, безусловно, нарушение всех этих Заповедей является грехом.

     Господь, по великому Своему милосердию к людям, даровал нам возможность очистить душу от любых грехов в Таинстве Покаяния. Но правильно и добросовестно ли мы пользуемся этим бесценным даром? Об этом говорилось в первой части внебогослужебной беседы. Как правильно исповедоваться? Многие, даже те люди, которые годами ходят в храм, не всегда умеют правильно вести себя, приступая к этому Таинству. Естественно на исповедь приходить, волнуясь о своих грехах. Если человек не волнуется о них, это конечно сам по себе большой грех.

     — Что же делать, если человек заранее, до исповеди сокрушался о содеянном, может быть даже плакал, но придя на исповедь уже истратил все свои чувства, и не показывает внешних признаков сокрушения? На этот вопрос одной из слушательниц, о. Геннадий ответил, что действительно, так может и должно быть, но необходимо оставить для исповеди хотя бы малую толику сокрушения, быть может, даже на словах. Подходя к священнику для исповеди, необходимо прежде перечисления грехов произнести слова обращения к Богу и священнику о том, что мы пришли каяться. Это обращение может быть произвольным, своими словами. Также и после перечисления грехов надо как-то закончить исповедь, испрашивая прощение и обещая исправиться. Например: «Каюсь в своих грехах, прошу у Бога простить их и постараюсь больше никогда не совершать».

     — Все сокрушаются по-разному, – сказал батюшка. У кого-то гримаса на лице и вот уже с придыханием начинает говорить, одышка начинается – каждый по-своему реагирует, кто-то в краску впадет, кто-то там побледнеет и так далее. Чувствуется, что человек переживает. Так вот это переживание является самым ценным. Изображать из себя ничего не надо, мы не артисты. Сценически изображать свой грех не надо, нужно быть естественным. А если окамененное нечувствие, то тогда нужно молиться, просить чтобы Господь избавил от этого нечувствия, чтобы мы начали переживать свой грех. Покаяние только на словах называется лицемерным.

     «Кающийся подходя к аналою, делает земной поклон пред лежащим на нем Крестом и Евангелием. При большом стечении исповедников этот поклон естественно сделать заранее. Не надо бояться называть вещи своими именами: прелюбодеяние, блуд, убийство своего плода, смертные грехи. Нераскаянность в них лишает спасения и обрекает на вечные муки» – вот одна из приведенных о. Геннадием цитат на данную тему. Батюшка отметил, что говорить на исповеди гадательно не стоит, нужно говорить лишь о том, в чем обличает совесть. Не надо перечислять подробности тяжкого греха. Следует особенно избегать равнодушного, механического перечисления грехов: «Механическое перечисление грехов на исповеди не спасает душу. Это мерзость перед Богом и кощунство над Таинством святой Православной Церкви» – вот очень важный момент, о котором почему-то говорится крайне мало, отметил о. Геннадий.

     Вторая часть беседы была посвящена Таинству Причащения. Как правильно готовиться к Причастию? Как часто нужно причащаться? Какой объем молитвенного правила нужно вычитывать обязательно? Какие существуют канонические правила регламентирующие подготовку к Причащению? Нужно ли обязательно соблюдать пост? На эти и другие вопросы батюшка постарался дать интересные и содержательные ответы. К сожалению, временные рамки, отведенные для беседы, очень быстро оказались исчерпаны, подошло время всенощного бдения накануне престольного праздника преподобного царевича Иоасафа. Но все-таки самые основные озвученные темы рассмотреть успели.

     — Насколько часто нужно причащаться современному христианину? Каждый человек должен решать это для себя сам. Если есть духовник, которого он почитает, то конечно нужно следовать совету духовника. Если такого духовника нет, человек должен решать самостоятельно. Но есть мнение, что причащаться нужно как можно чаще. Мы живем в сложное и тяжелое время, которое в любой момент может разродиться войной, свидетельством тому являются последние события в Сирии. Нужно причащаться как можно чаще. А уж насколько часто – каждый решает для себя сам, – сказал о. Геннадий.

     Подготовка к Таинству Причащения должна сопровождаться постом, посещением богослужений в храме, обязательно посещать богослужение накануне. Необходимо прочитать последование ко святому Причащению (канон и молитвы), по церковной традиции к нему присоединяются еще три канона: покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю. При этом нужно знать, что дело не в количестве прочитанного, а во внутреннем устроении готовящегося приступить к Святым Тайнам. Причащаться обязательно натощак, после исповеди. Святой Иоанн Кронштадтский говорит: «Многие причащаются без горения к Богу и без любви. Да не будет этого между нами».

     В заключение, батюшка отметил, что нужно всегда помнить слова Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и, употребляющие усилие восхищают его» (Mф. 11, 12). С грехом можно бороться, только употребляя над собой усилие. Не так сложно начать исполнять заповеди касающиеся малого, постепенно повышая свою внутреннюю планку. И проще всего, например, требовать от себя соблюдения поста в еде.

     Внебогослужебные беседы – некое подобие воскресной школы для взрослых, на них рассматриваются и обсуждаются самые разные вопросы о нашей вере, церковных Таинствах, обрядах, пастырский взгляд на многие актуальные вопросы современности. В отличие от проповеди, которая произносится, как правило, с амвона и имеет форму монолога, беседа проходит в более непринужденной обстановке. Такая форма общения позволяет выстроить полноценный диалог аудитории со священником, не просто задать какой-то вопрос и получить краткий ответ, а выяснить до конца все интересующие моменты. К сожалению, пока довольно редкие внебогослужебные беседы посещает не так много людей, обычно не более пятнадцати постоянных прихожан. Между тем, интересны они были бы многим, в первую очередь, людям воцерковленным недавно, или только готовящимся войти в церковную ограду.

 

 


 

 

© Спасо-Преображенский храм г. Струнино Александровской епархии, 2010-2015