Паломничество к святыням Суздаля

и Юрьев-Польского

 

 

 

 

Паломничество в Суздаль и Юрьев-Польский март 2015

 

 

     24 марта 2015 года, воспитанники Воскресной школы при Спасо-Преображенском храме города Струнино во главе с настоятелем отцом Александром Сутыриным, преподавателями и активной группой прихожан, отправились в очередную паломническую поездку по святым местам. На этот раз мы собирались прикоснуться к святыням Юрьев-Польского и Суздаля.

     В городе Юрьев-Польском — родине преподобного Никона, второго игумена Троицкого монастыря после преподобного Сергия Радонежского, 700-летие которого весь православный мир отмечал в 2014 году, мы посетили мужской Княжич монастырь в честь архангела Михаила, основанный святым благоверным князем Святославом (во святом крещении Гавриил в честь архистратига Божия). Князь был предпоследним сыном великого князя владимирского Всеволода Большое гнездо и подобно своему отцу возлюбил Божии храмы и церковную красоту. В 1234 году святой князь Святослав воздвиг церковь святого великомученика Георгия «чудно зело вельми украси ю резным камнем от подошвы и до верху святых лики и праздники, сам бе мастер».

     До сегодняшнего дня в соборе сохранился белокаменный крест. Этот крест князь высек из целого камня в память о своем чудесном избавлении от потопления на реке Волге в 1224 году. Вся наша паломническая группа под пение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…» земно кланялась Святославову кресту и каждого отец Александр помазывал маслицем из стоявшей лампады.

     Князь Святослав был женат на княгине Евдокии Петровне, дочери князя Муромского Петра и Февронии, святых Муромских чудотворцев. От этого брака родились двое детей — Димитрий и Блеслав. Свою благочестивую жену князь Святослав отпустил в 1228 году в Муромский Борисо-Глебский монастырь, где она была пострижена в монашество, где и преставилась и похоронена. До сего дня в этом монастыре почивают ее честные останки. А их сын Димитрий перед смертью принял схиму от святителя Игнатия Ростовского. Преставился в 1269 году. Мощи его мирно почивали под спудом рядом с гробницей отца — князя Святослава. В 1919 году мощи князя Димитрия были уничтожены в связи с проведением в эпоху безбожия богоборческой кампании по изъятию церковных ценностей и вскрытию мощей. Мощи святого благоверного князя Святослава были вновь обретены в 1991 году и положены в Свято-Покровском храме города Юрьев-Польского. Об этом нам рассказал настоятель храма — протоиерей Георгий. Отец Георгий открыл стекло у раки святого князя, пригласил нас приложиться к мощам и помазаться святым маслом.

     К сожалению, не удалось нам побывать внутри величественного Свято-Троицкого собора из красного кирпича, построенного в честь 300-летнего юбилея дома Романовых и вмещавшего более 2000 человек. В музее при Михайло-Архангельском монастыре мы посетили очень интересную выставку, посвященную герою Отечественной войны 1812 года полководцу Петру Ивановичу Багратиону.

     Следующий пункт посещения — город Суздаль. Если Юрьев-Польский был основан на необжитом месте князем Юрием Долгоруким в 1152 году и назван его именем, то город Суздаль возник на месте уже существовавшего торгово-ремесленного и земледельческого поселения. Относительно происхождения названия города существует несколько версий. По одной из них Суздаль расположен на месте, где князья судили народ, отчего и произошло название «Суждаль». Звучное имя «Суздаль» давно стало синонимом русской древности. Древность города восходит к начальным временам Руси: по археологическим данным, Суздаль существовал уже в первой половине X века. В 982 году, согласно В. Н. Татищеву, Киевский князь Владимир «иде в Поле, и покорил землю польскую, град Суздаль утвердил».

     Мы посетили самую древнюю часть города Суздаля — его кремль. Согласно данным археологических раскопок, именно здесь в конце IX века появляется первое поселение, давшее начало Суздалю. Вплоть до XII века весь город размещался на территории современного кремля. Его площадь составляет 14 га. В первые века существования города кремль окружали высокие земляные валы, на которых стояли бревенчатые стены с башнями и глубокие рвы. От сооружений древнего кремля сохранился восточный ров шириной 30–35 метров и опоясывающий его земляной вал, на который наши учащиеся быстренько вскарабкались и с восторгом созерцали открывшуюся перед ними панораму. 

     Здесь же, на территории крепости, на рубеже XII столетия князь Владимир Мономах построил первое каменное здание на северо-востоке Руси — большой кирпичный собор Успения Божией Матери, одноименный церкви Киево-Печерского монастыря. Собор не сохранился, на месте разобранного в 1222–1225 гг. при Владимирском князе Георгии Всеволодовиче, внуке Юрия Долгорукого был поставлен новый белокаменный собор Рождества Богородицы. Собор сохранил богатое внутреннее убранство: старинные росписи, великолепный иконостас XVII века, церковную утварь — подсвечники, лампады, выносные кресты, паникадила. На нас сильное впечатление оказал «царь-фонарь», весом около 160 кг: слюдяной в форме храма, со свечами внутри — непременный участник крестных крестных ходов и торжественных церемоний. В соборе сохранились «златые врата» XVIII в., украшенные в технике огневого золочения.

     Суздальский посад (окольный город, острог) — вторая после кремля важнейшая часть города. Посад сформировался в XII веке напротив кремля, вдоль реки Каменки. Он тоже имеет свою земляную крепость, планировочную его основу составили дороги, ведущие из кремля: на юг — во Владимир, на север — к Ростову, на восток — в Кидекшу и Нижний Новгород. В XII–XVIII веках складывается замечательный ансамбль каменных посадских церквей. Двухстолпные и бесстолпные, кубические, ярусные и «клетские», пятиглавые и одноглавые — эти церкви являют собой бесконечное разнообразие объемов, силуэтов, форм, декоративных приемов. Непременной становится колокольня, часто с необычным вогнутым шатром — «дудкой», какого не встретишь в других краях. Эти чудные ансамбли разбросаны повсюду — на обрыве, в низине, на торгу, на дороге, перед валом, у монастыря, в заречных слободах.

     Планировка города Суздаля не менее интересна, чем его архитектура и история. В основе планировки лежит крест, создаваемый двумя улицами-дорогами, имеющими направления с севера на юг и с запада на восток. Суздаль создавался по примеру главного города христианского мира — Иерусалима, структуру и топонимику которого пытались воспроизвести суздальские зодчие.

     Третья важнейшая часть города — монастырская. Места для монастырей выбирались если и не внутри кремля и посада, то в непосредственной близости от них как форпосты крепости, первые щиты в обороне города. В настоящее время сохранились пять монастырских ансамблей: Ризоположенский, Александровский, Васильевский, Покровский и Спасо-Евфимиев. В двух последних нашей группе посчастливилось побывать.

    В 2014 году Покровский монастырь отмечал свое 650-летие. Это совершенно особая и прекрасная и скорбная часть Суздальской истории. Основана обитель в 1364 году Суздальско-Нижегородским святым князем Андреем Константиновичем по обету, в благодарность за его спасение во время бури на Волге. Первоначально монастырь был деревянным, а с XVI века в нем начинается каменное строительство. В это время монастырь становится местом пострижения знатных женщин из великокняжеских и даже царских семей. Наиболее известными его насельницами были жена Василия III Соломония, в иночестве София и жена Петра I — Евдокия Лопухина в иночестве Елена. В усыпальнице Покровского собора нашли вечный покой более двадцати именитых инокинь.

    С 1650 года церковь официально причислила преподобную Софию Суздальскую к лику местночтимых святых за многочисленные чудеса и исцеления, происходившие у гробницы княгини-подвижницы. В 1883 году ее имя официально внесено в православный Церковный календарь для всеобщего почитания. 13–14 августа 1995 года в усыпальнице Покровского собора обретены честные мощи святой княгини, заступницы земли Суздальской. Сейчас в монастыре проживают около 50-ти сестер, существуют иконописная и швейная мастерские. При обители есть приют для девочек-сирот.

     Сильное впечатление на нас произвел Спасо-Евфимиев монастырь. С приближением к монастырю растет ощущение мощи и грозного величия на фоне громадных крепостных стен из красного кирпича. В 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем был задуман и основан на высоком берегу Каменки Спасо-Преображенский монастырь, названный впоследствии Спасо-Евфимиевым в честь первого настоятеля — игумена Евфимия, которого провозгласили во второй половине XV века местным, а затем и общерусским святым. Монастырь построен на северной окраине Суздаля как форпост, прикрывавший Ярославскую дорогу, и до XVI века имел деревянные постройки, которые до наших дней не сохранились.

    В начале XVII века Суздаль дважды разорялся польско-литовскими отрядами. В 1608–1610 гг. и крымскими татарами в 1634 году, а во второй половине XVII века в монастыре развернулось крупное строительство, в результате которого все деревянные постройки были заменены каменными, обнесены мощной крепостной оградой с 12-ю башнями и протяженностью 1160 метров, высотой от 7,5 до 8,5 метров и шириной более 6 метров.

    Главное здание в монастырском ансамбле — Спасо-Преображенский собор. Внутри собора почти полностью сохранилась роспись, выполненная в 1689 году артелью Костромских иконописцев под руководством крупных мастеров Гурия Никитина и Силы Савина. Близ восточной стены — могила Д. М. Пожарского, героя народного ополчения 1612 года. По распоряжению Екатерины II в 1767 году на территории монастыря была учреждена «тюрьма для безумствующих колодников», которая просуществовала до 1905 года. Среди заключенных находились и знаменитые старообрядцы, декабристы, известный русский предсказатель старец Авель. Во время Второй мировой войны на территории монастыря находилась группа немецких офицеров и генералов, взятых в плен под Сталинградом вместе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом.

     Монастырская звонница XVI–XVII вв. Успенская Трапезная церковь (1525 г.) — один из ранних памятников русского шатрового зодчества, братские келлии (XVIII–XIX вв.), Никольская церковь (XVII в.), тюремный замок (XVIII в.), многочисленные музейные экспозиции, монастырский сад и аптекарский огород делают комплекс Спасо-Евфимиевского монастыря замечательным историческим объектом России. Неслучайно он входит в список ЮНЕСКО, как памятник всемирного наследия.

 

 

Валентина ПОТАПОВА

директор Воскресной детской

учебно-воспитательной группы

при нашем храме




 

 

© Спасо-Преображенский храм г. Струнино Александровской епархии, 2010-2015