Паломническая поездка в Покров и Петушки

 

 

 

 

Паломническая поездка в марте 2016

 

 

     На весенних каникулах, 31 марта 2016 года, учащиеся Воскресной школы при Спасо-Преображенском храме города Струнино совершили паломническую поездку по святым местам Владимирской области. Перед отправкой настоятель протоиерей о.Олег (Михайлов) окропил святой водой каждого паломника, все хором пропели молитву «Царю Небесный» и путешествие началось.

     Уже в дороге в окна автобуса застучал небольшой весенний дождь и стали закрадываться тревожные мысли: а как же нам проведут экскурсии на свежем воздухе. «Помог» навигатор автобуса, который почему-то решил повозить ребят по просторам Владимирщины, направив их путь. Но  за это, пусть и  короткое, время атмосферный фронт сместился и погода наладилась.

    Первая наша остановка  - Свято-Введенская Островная пустынь. Это женский монастырь, расположенный  на острове посреди Вятского (ныне – Введенского) озера, близ  города Покрова и в пяти километрах от того места, где трасса Москва - Нижний Новгород пересекает реку Киржач и выходит на Владимирские земли.

    Город Покров – один из немногих городов России, названных в честь церковного  праздника. Более того, на гербе, существующем  со времени образования города (1778 г.),  изображен символ Покрова: две спускающиеся из облаков руки, держащие  плат – Омофор Пресвятой Богородицы.

    В 2008 году один из знаменитых монастырей Владимирской епархии -  Введенская островная пустынь, торжественно  отмечал свое 300-летие. 

    По преданию островной монастырь основали два монаха – Сергий и Тимофей, которые прежде подвизались в Покровской Антониевой пустыни (из-за малочисленности монахов была упразднена в конце ХVII века). Иноки искали уединения и  на лодке приплыли на пустынный остров Вятского озера, где поставили небольшую деревянную часовню и келью. Вскоре о старцах прошел слух и к ним стали проситься принять в число насельников.

    Озеро и окрестные земли в то время принадлежали местным  вотчинникам – князьям Голицыным. С образованием Пустыни они безвозмездно передали озеро и остров в собственность монастыря. В 1708 году Петр1 разрешил инокам построить Введенский храм. По освящении храма в 1710 году монах Сергий был рукоположен в иеромонахи и стал первым настоятелем Пустыни. По традиции игумены новообразованного монастыря назывались «строителями».

    Свято-Введенская Островная пустынь получила название по главному храму обители – в честь Введения во храм Пресвятой Девы Богородицы. Первый храм, построенный в центре острова, был деревянным, а в  1735 году взамен ему возвели каменный. Храм имел 5 глав (в 1891 – 1894 годы был заменен новым – из красного кирпича – также пятиглавым), при нем была построена шатровая колокольня (не сохранилась) с колоколом и часами с боем. Рядом поставили зимнюю каменную церковь  во имя Святителя Николая Чудотворца (в 1876 – 1878 гг. перестроена и расширена),  а на воротах    пустыни выстроили надвратную деревянную церковь в честь пророка Илии. В ХIХ веке по периметру   острова    возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. 

    В 1918 году Свято-Введенский  монастырь был закрыт, а его имущество перешло в собственность государства. Однако богослужения в монастырских храмах продолжались до 1924 года. Руководить церковным хором приходили две монахини  из Покрова – Екатерина и Евпраксия.
    После упразднения монастыря на острове, сменяя друг друга, размещались   дом для престарелых и инвалидов, затем – детский дом, а с 1932 года – колония для девушек-подростков до достижения ими совершеннолетия.

    В 1940 году всю монастырскую собственность перевезли в соседний город Покров, и началась перестройка зданий. Во Введенском  храме находилась школа, а в Никольском – клуб и кинозал.

 

 

Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016

 

 

    Возрождение обители началось в августе 1993 года,  когда на остров из Муромского Свято-Троицкого монастыря приехали несколько сестер, старшая из которых была инокиня Христина (в будущем  - игумения Феврония). Бывшая мужская Введенская пустынь стала женской. В течение года она была подворьем Муромского Свято-Троицкого монастыря с настоятельницей  игуменией Тавифой.

Нелегкая задача возрождения обители легла на хрупкие плечи молодых инокинь, поначалу только девятерых сестер, присланных матушкой Тавифой из Мурома.

    По постановлению Священного Синода от 6 июня 1992 года обители присвоен статус женского монастыря и Введенская пустынь обрела самостоятельность. Ее настоятельницей  стала монахиня (игумения) Феврония, деятельная и талантливая строительница монастыря.

    Игумения Феврония – прекрасная вышивальщица, она научилась этому  искусству у золотошвеек Рижского монастыря. Постепенно матушка обучила этому кропотливому, нелегкому делу многих сестер. В Пустыни стали вышивать удивительной красоты и духовной наполненности иконы, о которых в скором времени узнали далеко за стенами монастыря. Сестры вышивали покровцы и, делая работы на заказ, получали средства на обустройство и дальнейшее восстановление храмов.

    А работы было очень много. На храмах не было куполов, в братских  и игуменских корпусах находилось общежитие   для заключенных. Введенский   храм был покрыт уродливой протекающей крышей. В нем устроили школу, позднее на втором этаже сделали музей, а на первом - спортзал, мастерские и склад мебели. Никольский  храм с  заложенными окнами был превращен в клуб. Почти ничто не напоминало о некогда процветающей здесь обители, да и начальство колонии не собиралось отдавать помещения монастырю. И   все-таки чудо произошло.

    Однажды трактор серьезно повредил деревянный мост, соединявший остров с берегом, где находились основные здания колонии. Администрация срочно эвакуировала проживавших на острове 80 осужденных колонисток. Так по воле Божией неожиданно быстро закончилась тюремная страница монастыря. Но впереди сестер ожидали трудные годы возрождения обители.

 

 

Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016

 

 

    Величественный пятиглавый двухэтажный Введенский собор из красного кирпича сейчас снова с куполами, но внутри собора еще ведутся реставрационные работы. А вот Никольский храм в настоящее время полностью отреставрирован. Реставраторам удалось восстановить удивительной красоты старинные росписи на сводах, а боковые стены расписывали местные иконописцы. Прекрасные резные киоты и иконостас, изготовленные замечательными художниками из мастерской  резьбы по дереву города Владимира, изящные металлические подсвечники с паникадилом тонкой художественной работы  и даже вновь устроенный клирос «на хорах» в западной части храма – все удивительно удачно и гармонично вписывается в общую картину убранства храма.   

    Здесь же, в юго-западной части храма, находится надгробие знаменитого старца Клеопы, ученика преподобного Паисия Величковского. Будучи строителем монастыря с 1760 по  1778 годы, иеромонах Клеопа ввел в пустыни строгое общежитие и особый Афонский устав, требовавший от монастырской братии молитвенного подвига.

    Глубоко проникнутый духом иночества Клеопа до самой своей кончины являл всем насельникам монастыря пример для подражания. Несмотря на отекшие ноги, он по-прежнему проводил долгие семичасовые богослужения. Множество иноков, искавших  духовного наставничества и монашеского воспитания, стремились в то время во  Введенскую островную пустынь. Почил в Бозе, как и предсказывал, 9 марта 1778 года, в свой любимый праздник – День памяти сорока мучеников.

    Память о строителе Клеопе сохранялась в Введенской пустыни во все времена ее существования. Множество богомольцев, посещавших монастырь, с особым чувством молились у его могилы, заказывали панихиды по  старцу. Были отмечены особенные знамения и исцеления по молитвам подвижника. Даже земля с могилы старца исцеляла больных.

    При Клеопе  в 1768 году пустынь посетил академик Паллас П.С. со своей экспедицией, предпринятой по Высочайшему указу Екатерины Великой. Об этом событии в его дневнике имеется запись: «Недалеко от Покрова… протекающая река Воля делает залив или озеро с островом, на котором находится Введенская пустынь, имеющая наиприятнейшее положение в свете».

    Введенское (Вятское) озеро в окружении сосновых лесов очень живописно. Скрытое лесами от людских глаз оно долгое время оставалось неизвестным. Именно остров выделил озеро из всех прочих озер в округе. Возвышавшийся над водой не более чем на 2 фута (около 60 см), он тем не менее  имел очень сухую землю: в монастырских погребах никогда не было воды.

    В 1996 году на праздник Рождества Богородицы монастырю дали подворье – храм Воскресения Христова и окружающие его  земли на месте бывшего села Матрёнино Петушинского района Владимирской области. Теперь здесь располагаются ферма и подсобное  хозяйство, обеспечивающие монастырь молочными продуктами и овощами.

    На попечении монастыря и православный пансионат «Ковчег», где воспитываются уже 50 девочек, которые оказались в непростой жизненной ситуации  и  нуждаются в социальной защите.

    Во все времена монастыри были и  остаются для нас лучшими образцами христианской жизни.



               ДОМ – МУЗЕЙ  СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ (САХАРОВА)

 

 

 

Паломническая поездка в марте 2016



    В городе Петушки мы посетили дом-музей святителя Афанасия Сахарова, епископа Ковровского. В Петушках святитель-исповедник прожил     остаток своей жизни. Сохранился дом, где он скончался, а благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей. При входе сестры каждого из нас «облачили» в бахилы, не позволяя нам сделать это самим. Низко кланялись перед нами, потом напоили чаем с пирогами и конфетами, да еще с собой каждому вручили по пакетику конфет, -  надо сказать, это сильно впечатляет и говорит о хорошей пройденной школе у святителя Афанасия. А диакон Виктор любезно провел с нами экскурсию.

    В комнате все очень скромно и ничего лишнего, сохранились личные вещи святителя: кровать, письменный стол, иконы, вышитые            собственноручно  святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им. Отец Олег помазал всех учащихся маслицем из лампадки при пении  величания святителю Афанасию.

    Ни одна книга, посвященная истории Русской Церкви  в ХХ веке, не обойдется без упоминания имени святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Он был делегатом Поместного собора 1917 – 1918 гг. В годы репрессий арестовывался 11 раз, прошел 4 тюрьмы и 5 лагерей, 22 года провел в заключении и 7 лет в  ссылках.

    Родился будущий святитель  2 июля (ст. ст.) 1887 года в с. Паревка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Во святом крещении был наречен именем преподобного Сергия Радонежского. Отец его, Григорий Петрович Сахаров, был суздальским уроженцем, надворным советником, а мать, Матрона Андреевна, - крестьянкой из Тульской губернии.

    Супруги Сахаровы, живя в любви и согласии, отличались благочестием и преданностью Святой Церкви, особой добротой и отзывчивостью к   людям. Эти качества  унаследовал и приумножил и сын.

    Детские  и юношеские годы Сергия прошли в древнем Владимире, который стал для него родным городом. Отец мальчика умер, когда ему было два года, и Матрона Андреевна всецело посвятила себя воспитанию сына, оберегая его от всего дурного. Она стремилась дать ему духовное образование, желая видеть его в монашеском чине, и за это Сергий был благодарен ей всю жизнь, отвечая матери искренней нежной любовью и глубоким  почтением.

    В церковь Сергий ходил охотно, с малых лет полюбил богослужение, в особенности архиерейское. Еще в детстве он говорил о себе, что будет архиереем. Воспитываясь в женском обществе, благочестивый отрок выучился шить и вышивать бисером. Сохранилась вышитая им во время учебы в семинарии Плащаница Спасителя. Впоследствии, будучи в тюрьмах и ссылках, он шил облачения и вышивал ризы на иконы.

    Первоначально в Шуйском духовном училище учение давалось Сергию нелегко, но прилежание и помощь небесного покровителя, преподобного Сергия,  помогли ему закончить Владимирскую семинарию в 1908 году первым учеником, а Московскую духовную академию в 1912 году - по 2 разряду со степенью кандидата богословия. При этом редкая  скромность и милосердие сочетались в нем с ревностью Божией. Особое расположение он имел  к изучению церковных преданий и традиций. С юных лет Сергию были особенно близки русская история, литургика и агиология. Он не просто любил богослужение – он жил им, глубоко чувствовал искажения его и недостатки современного отношения к службе Божией, стремился их исправить сообразно с Уставом и древними традициями Православной Церкви. Еще в Шуйском духовном училище Сергий составляет особый тропарь Шуйской-Смоленской иконе Богоматери, а в академическом кандидатском сочинении «Настроение верующей души по Триоди Постной» (1912 г.) он умиленно исследует духовный смысл песнопений Постной Триоди.

 

 

Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016

 

 

 

    Изучая жития святых, будущий святитель старался приблизиться к ним сердцем, приобщиться к их подвигу. Каждый угодник Божий, особенно русский, был ему близок и дорог. Имена современных подвижников благочестия и родственников прославленных святых он записывал в особый синодик. Это несомненно помогло святителю Афанасию выстоять в годы тяжких испытаний веры.

    Историю Руси, неотделимую от  истории Русской Церкви, святитель Афанасий изучал глубоко и живо – он всегда помнил, что незнание ее уподобляет человека сухой ветви, оторванной от корней. Христиански осмысленное знание истории помогало ему правильно воспринимать события современности, укрепляло в скорбях и испытаниях надеждой  на всеблагой Промысел Божий.

    Первым духовным наставником Сергия был Владимирский архиепископ Николай (Налимов), отличавшийся необычайной кротостью, незлобием и милосердием. С 1903 года юноша прислуживал ему при архиерейском богослужении в качестве рипидоносца и иподиакона, а в 1907 году владыка посвятил его в чтеца. Память об архиепископе Николае владыка благоговейно хранил всю жизнь.

    Будучи студентом Московской духовной академии, Сергий Сахаров почитал ее ректора,  епископа Феодора (Поздеевского), строгого аскета и ученого-богослова. Именно преосвященный Феодор постриг 12 октября 1912 года в мантию с именем Афанасий, в честь святителя Афанасия, патриарха Цареградского, а вслед за тем рукоположил его во иеродиакона и иеромонаха. Монашеское звание святитель Афанасий (Сахаров) ценил особенно высоко. Подобно святому Феодору  Студиту, он говорил, что если бы могло быть в Церкви восемь Таинств, то он желал бы, чтобы восьмым было монашество.

    Осенью 1912 года иеромонах Афанасий получил свое первое назначение – на место преподавателя литургики и гомилетики в Полтавскую духовную семинарию, и хотя преподавал там всего год, снискал любовь учеников. Чистота и возвышенность души, простота в обращении и внимание к ближним придавали его личности особое обаяние и неизменно привлекали к нему людей. Ученики сравнивали его с Ангелом, поющим  хвалу Богу перед юными слушателями.

    С течением времени Господь возводил своего избранника на новые ступени церковно-общественного служения.

    Участие в Священном Соборе Православной Российской Церкви 1917 – 1918 годов имело определяющее значение для всей дальнейшей жизни святителя. Здесь он познакомился со многими выдающимися церковными деятелями; вместе с профессором Борисом Александровичем Тураевым он начал работу над церковной службой Всем святым, в земле Российской просиявшим, которая была окончена лишь в 50-х годах. Служба явилась литургическим памятником глубокой любви владыки к Святой Руси и молитвой за Отечество.

    На протяжении всей жизни святитель Афанасий глубоко почитал государя императора Николая 1 и его  семью, в 50-х годах имел у себя икону Царственных мучеников и день их убиения, а также 7 и 8 ноября проводил в строгом посте и молитве за Россию.

    1 июля 1921 года архимандрит Афанасий был назначен настоятелем Боголюбова монастыря, а 10 июля в Нижнем Новгороде  он был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Владимирский Сергий (Страгородский).

     Менее чем через год началась серия арестов, последовали тюрьмы, Соловки и  лагеря Туруханского края, Беломоро-Балтийские, Сибирские  и Темниковские лагеря, Дубравлаг.

    Несмотря на тюрьмы и этапы, нескончаемые лагерные сроки, в которых проходила жизнь святителя Афанасия, он сумел   сохранить светлое христианское состояние  души.

    Соузник святителя по Беломоро-Балтийским лагерям протоиерей Василий Архангельский вспоминал, что он для всех был примером христианского смирения и терпения, для каждого у него находилось ласковое слово, всех ободрял светлой надеждой досрочного освобождения.

    В лагере преосвященный Афанасий неизменно совершал ежедневное богослужение, хотя и в очень сокращенном виде, по памяти. Обычно ему приходилось служить ночью, «на ложи умиляясь», по слову Псалмопевца, иногда и днем, в уголке барака, как будто и не было вокруг брани,                     сплошного табачного дыма, азартных игр – настолько сильна была его молитва, настолько непреодолимым было его стремление служить Богу.

    В заключении святителем Афанасием были составлены молебные пения: «О сущих в скорбех и различных обстояниих», «О врагах ненавидящих и обидящих нас», «О сущих в темницах и заточении», «Благодарение о получении милостыни», «О прекращении войн и о мире всего мира» и многие другие.

    Ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры и чувства великой благодарности Богу. Один раз после избиений владыку бросили на солому  чуть живого. И он только вздыхал и говорил: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И начинал петь: «Хвалите имя Господне…» и при пении он оживал. Вновь пришедших узников епископ Афанасий ободрял: «Давай похвалим Бога. По Своей милости  Господь тебя сподобил немного за Бога пострадать. Благодари Бога, благодари Бога». Запевал сам, начинали петь другие и сподоблялись благодатного утешения от Господа.

    Будучи в ссылке святитель Афанасий неизменно совершал богослужения; на молитву собирались православные ссыльные. Служил он в холщовой священнической фелони, поверх которой надевал омофор, и маленькой матерчатой митре, подобной митрам древних русских святителей. После богослужения всем присутствующим предлагалось угощение. Владыка Афанасий обращался с окружающими с удивительной простотой, свойственной святым, всех старался утешить.

    Святитель никогда не оставался праздным: он работал над литургическими заметками, занимался рукоделием, готовя из картона иерейские кресты для ссыльных священников или украшая бисером небольшие бумажные иконы святых, ухаживал за больными. Получая денежную помощь и посылки от близких, владыка  делился присланным с нуждающимися, причем не только с единомышленниками: однажды он послал большую продуктовую передачу заключенным-эсерам.

    Уже  после освобождения из лагеря, живя в Петушках, владыка Афанасий получал до 800 писем в год. Он поддерживал переписку со многими своими бывшими соузниками, скорби которых переживал как свои. К Рождеству и Пасхе святитель посылал по 30-40 посылок нуждающимся в помощи и утешении.

    Прозорливость свою святитель скрывал, обнаруживая ее только в исключительных случаях и только ради пользы ближних, к скорбям которых никогда не оставался равнодушным.

    К немощам ближних владыка был очень  снисходителен. Он мог, перебирая четки, подолгу выслушивать простых людей, пришедших излить свои, казалось бы, незначительные скорби. Всего себя он отдавал людям, и народ тянулся к нему, ехал со всех сторон в гостеприимный домик святителя.

    Молитва наполняла всю жизнь преосвященного Афанасия и была такой живой и сильной, что молящиеся с ним отрешались от всего земного. Многие по его молитвам получали действенную помощь. Владыка часто говорил, что в трудных случаях жизни нужно молитвенно прибегать к тому святому, имя которого человек носит.

    Епископ Афанасий обладал большим чувством юмора и тонким поэтическим чутьем, любил прекрасное, умел находить его всюду. И очень страдал от всего нечистого, грубого, не переносил фальши и празднословия.

    У него было удивительное состояние душевной бодрости, благожелательности и любви ко всем окружающим.

    Духовные дети святителя Афанасия вспоминают, как он был прост и внимателен в общении, ценил и самую малую услугу, и старался непременно чем-либо отблагодарить. Жил скромно и почти не обращал внимания на внешность людей. Очень не любил славы и почестей, учил делать добро только во славу Божию, а для себя чести избегать, чтобы не лишиться воздаяния от Бога. Наставлял, что таланты – это дар Божий и ими нельзя гордиться. Однажды на вопрос «Как спастись?», он ответил: «Самое главное – это вера. Без веры какие бы дела кто ни творил, они не спасительны. Самая основа, фундамент – это вера. А второе – это покаяние. Третье  - молитва, четвертое – добрые дела. И хуже всякого греха – это отчаяние». К покаянию святитель Афанасий учил прибегать  как можно чаще, сразу, как только человек осознает грех, -  очищать душу слезами покаяния.

    В Петушках святитель Афанасий составил автобиографию «Этапы и даты моей жизни». За труд «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» архиепископ Онисим представил отзыв, в котором ходатайствовал о присвоении владыке ученой степени магистра богословия и звания архиепископа. Но святитель Афанасий написал письмо управляющему делами Московской Патриархии архиепископу Пимену (Извекову), умоляя убедить Святейшего Патриарха отклонить это ходатайство. Письмо это возымело действие, и доклад преосвященного Онисима был изъят из синодального делопроизводства.

    Почил владыка Афанасий в Петушках, в воскресенье, 28 октября 1962 года, в 8 часов 15 минут. День и час своей кончины он предсказал заранее.

    На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ (13 – 16 августа 2000 г.) святитель Афанасий был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Память святителя-исповедника совершается 15 (ст. ст.) октября,  а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января по ст. ст. при совпадении этого числа с воскресным  днем или в ближайшее воскресенье после его) и Собора Ростовских святых (23 мая ст. ст.).

    15 октября 2000 года были обретены честные мощи святителя Афанасия, которые почивают ныне в Богородице-Рождественском монастыре г.  Владимира.

     Он оставил нам простое, но великое завещание: «Молитва вас всех спасет!

    Побывала наша паломническая группа и в храме в честь святителя Афанасия, благоговейно приложилась к святыням. Этот  деревянный храм был заложен в 2000 году на месте разрушенного храма во имя Святителя Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца, рядом с железнодорожной станцией Петушки. При храме действует Православная гимназия, в которой обучаются дети с 1 по 4 классы.

 

 

Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016

 

 

     В завершение поездки, мы посетили Свято-Успенскую церковь. Она построена там, где, по преданию, находился деревянный храм, сожженный во время нашествия полчищ хана Батыя на Владимирские земли. Восстановленная церковь тоже была уничтожена, но уже в Смутное время. На этом месте, которое издревле называлось «Поповка», был установлен местными жителями деревянный крест.

     Здесь в 1904 году на собственные средства начал строить каменную церковь московский предприниматель И. П. Кузнецов, история семьи которого была связана с Петушками. В 1910 году Свято-Успенский храм был торжественно освящен (левый придел – во имя святителя Николая, правый придел – во имя Иоанна Богослова). С этого времени деревня Петушки получила статус села.

     Свято-Успенская церковь построена в характерном для рубежа XIX-XX вв. стиле позднего модерна (некоторые исследователи указывают на псевдорусский стиль). Особую ценность представляет внутреннее убранство храма: живописное оформление и предметы декоративно-прикладного искусства. Некоторые сюжеты настенных росписей перекликаются с монументальными полотнами В. М. Васнецова, В. Д. Поленова и других художников. Большинство предметов для совершения обрядов было выполнено московской фабрикой «Товарищество П. И. Оловянишникова», которую считали лучшей по производству церковной утвари в начале XX века.

     Первым настоятелем Свято-Успенского храма стал протоиерей Петр Покровский и оставался им на протяжении более четырех десятилетий, до своей смерти в 1954 году. Особенностью церкви было то, что она никогда не закрывалась, даже в советское время, когда под ударом были многие обители и храмы. Хотя в начале 1930-х годов с колокольни Свято-Успенского храма были все же сброшены большие и малые колокола. Многие из них раскололись. В 1990-е годы на благотворительные средства удалось вернуть в храм несколько малых колоколов, а языки больших хранятся на колокольне церкви. В эти же годы были позолочены купола храма.

     В августе 2010 года жители Петушков торжественно отметили 100-летие Свято-Успенского храма. В храме хранятся частицы святых мощей святителей: Афанасия Ковровского, Феодора и Иоанна Суздальских, Арсения Элласонского; благоверных князей: Феодора Ярославского, Петра и Февронии Муромских; мученика Мины Александрийского, преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, преподобного Нила Столобенского, праведного Алексия Московского. 

 

 

Валентина Потапова

 

директор приходской воскресной школы

 

 

 Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016
     
 Паломническая поездка в марте 2016    Паломническая поездка в марте 2016
     
 Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016
     
 Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016
     
 Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016
     
 Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016
     
 Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016
     
Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016
     
Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016
     
Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016
     
Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016
     
Паломническая поездка в марте 2016   Паломническая поездка в марте 2016
     
     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Спасо-Преображенский храм г. Струнино Александровской епархии, 2010-2015