Сретение Господне

и День православной молодежи

 

  

 

Сретение Господне 2017 год

 

 

     Сретение в переводе с церковно-славянского — встреча. Этот праздник посвящен известному событию священной истории — принесению 40-дневного Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, где Его встретил Симеон Богоприимец. Старец Симеон, принявший Богомладенца на свои руки, засвидетельствовал, что родившийся от Девы Марии Иисус и есть ожидаемый всеми Мессия и Спаситель мира. Произошла встреча последних праведников Ветхого Завета с носителем Нового Завета, в Лице Которого встретились Божество и человечество. Сретение — это еще и праздник встречи человеческой души с Богом. Такая встреча происходит у каждого человека в жизни, и очень важно не пропустить ее, ответить на призыв, обращенный к нашей душе.

      Праздник Сретения особо торжественно стал отмечаться с 544 года, когда после устроенного в этот день крестного хода в одной из областей Византии — Антиохии прекратилась страшная эпидемия, уносившая ежедневно тысячи человеческих жизней.  

      В 1992 года, с благословения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей, 15 февраля стало отмечаться как Всемирный день православной молодежи, так как духовный смысл праздника Сретения очень близок идеям православного молодежного движения. Постановлением Священного Синода от 12 марта 2002 года празднование Дня православной молодежи было утверждено на всей канонической территории Русской Православной Церкви.

     Для нашего прихода праздник Сретения Господня являет еще одну знаменательную дату: 19 лет назад, архиепископом (ныне митрополит) Владимирским и Суздальским Евлогием был рукоположен во священника отец Олег Михайлов, который ныне является настоятелем нашего храма и благочинным Александровского округа.  Произошло это событие 15 февраля 1998 года, в Свято-Успенском женском монастыре города Александрова.

 

 

Пастырское слово обращенное к молодежи

 

 

    «Сегодня у нашего общества, по сути, нет общенациональных ценностей, а у людей, создающих новую жизнь, отсутствует религиозное сознание. Поэтому, боюсь, тяжким катком прокатятся перемены - необходимые и неизбежные перемены - по очень и очень многим судьбам, в том числе и вашим. Дай Бог вам мужества и терпения, умения самим переносить невзгоды, а главное - дай вам Бог умение замечать, когда вы сами причиняете боль другим.

     Вы будете жить в новой России. В той России, которая сейчас уходит, в России коммунистической мы не только многое теряли, но нечто и приобретали. В частности, в условиях, когда внешняя, общественная активность была опасна, когда государство обжигало холодом, люди особенно учились дорожить теплом человеческого общения, теплом семейной жизни, учились мудрому умению жить миром своей собственной души. Люди боялись открываться чужим, но зато до конца раскрывались перед немногими близкими. Люди испытывали голод правды и нехватку информации, но зато всей глубиной души честно переживали каждую крупицу правды.

     Как бы я хотел, чтобы честность перед самим собой, перед Истиной, а также человеческая душевная теплота были унаследованы и вами в том мире, где вы будете жить.

     Я монах, и у меня нет семьи и нет детей. Но я знаю, ради чего я отказался от этой величайшей земной радости. Можно отказаться от любви к одному человеку и к тем, кто появляется на свет как плод этой любви, ради другой, большей любви - любви к Богу, ради призвания, ради возможности всецело посвятить себя служению всем людям. Но мне чрезвычайно горько видеть, как много молодых людей сегодня отказываются от детей ради совсем иных, абсолютно несоизмеримых целей - ради житейского благополучия. И не просто отказываются от детей, а убивают их, не дают им даже родиться, убивая их в материнском чреве...

     Мир, в который вы вступите, может стать миром нераскаянных убийц, убийц, которые даже не поняли, что они совершили, на что они дали согласие.

     Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы после него мир стал хоть чуть-чуть светлее и добрее. Христианство говорит, что человек приходит в мир, чтобы дарить, а не чтобы потреблять. И прежде всего человек должен дарить самого себя. Боюсь, что сегодня человек воспитывается так, что он воспринимает самого себя как некое единое «чувствилище», услаждению которого должен служить весь окружающий мир. Я должен предупредить, что христианство иначе видит место человека в мире. Вспомните Распятого Христа, вспомните, как Он возлюбил мир!

     Быть христианином трудно. Но именно христианство омолодило мир. Да, в Православии чрезвычайно много значат старцы, умудренные опытом духовные руководители. Но если кому из вас выпадет радость общения с подлинно духовным священником, со старцем, вы увидите, сколько молодости, сколько радости, света, внутренних сил и мира живет в нем. Я пришел для того,- сказал Христос, - чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). И если молодость - это символ полноты жизни, то христианство - это поистине путь молодых.

     Я священнослужитель. Но пусть вас не вводит в смущение то, что священники ходят в черных одеждах. Радость о Боге и о спасении человека мы носим в наших сердцах, ибо не напрасно сказано Спасителем: да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна... не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 15, 11; 14, 27). Цвет наших одежд оттеняет чистоту нашей радости, ее отличие от того, чем может насытить человека обезбоженный мир.

     И если в вашей жизни вы однажды почувствуете, что в глубине вашего сердца есть пустота, которую не может заполнить ничто из того, что вам встретилось в мире, вспомните, что есть Христос, что есть Церковь, которая свидетельствует о себе словами Апостола: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но, вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся... мы ничего не имеем, но всем обладаем. Уста наши отверсты к вам... сердце наше расширено (2 Кор. 6, 8-11)».

 

С любовью, надеждой и тревогой за вас

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси

1991 год

 


 

  

 

     «Влияние перемен заметно. Молодежь теперь в курсе всех событий, она активно пользуется всеми достижениями науки и техники, через нее проходит очень много информации. Это не страшно, если есть контроль и самоконтроль, важно, чтобы человек мог управлять собою. Можно услышать: компьютер – это зло. Другие говорят: а как же без компьютера работать, жить? Что ж, и то и другое высказывание может оказаться справедливым. Если мы пользуемся компьютером во благо – положим, слушаем Священное Писание и распространяем его, сообщаем другим о жизни Церкви или своего прихода, делимся опытом своим – это же все хорошо. Ну а о плохом использовании информационных технологий, о всяческой лжи и говорить лишний раз не стоит, это все и так у всех на слуху.

     Вообще, молодость – это очень хорошее время. Дай Богу юное, горячее, горящее сердце и последуй за Ним, и следуй за Ним всю свою жизнь. И старайся, чтобы все было, как говорит Апостол, ради Бога. Едим ли, пьем ли, мы все должны делать ради Бога. И еще у него есть слова: все мне позволительно, но не все полезно... ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). Вот это – ничто не должно обладать мною — очень важно понимать молодым людям.

     Господь судит каждого человека по делам его, по намерениям, по итогам жизненного пути. Когда Господь призывает к Себе юных, им легче с собою бороться, чем людям уже сложившимся, у которых и груз грехов потяжелее, и круг обязанностей пошире».

     «Прежде всего, молодому человеку нужно найти себя, «встретить» собственную личность. Необходимо обрести свое «я», почувствовать свое единственное и неповторимое место в жизни. Это важно для всех, но особенно для молодых.

     А если говорить о конкретных вещах, то часто люди мечутся в поисках, ищут профессию, свое окружение. Кончая школу, многие еще не созрели для того, чтобы пойти по жизни прямо. Подчас к самой жизни бывает не очень серьезное отношение.

     Еще печалит отношение многих к браку, к семье. У иных оно еще не сформировалось, а у некоторых и вовсе бывает незрелое, негативное. Мне кажется, зачастую люди ищут себя и позволяют себе в этих поисках ходить разными путями, разными методами осваивают жизнь, совершая при этом довольно много грехов.

     Иногда они в Церкви ищут способ разрешения своих жизненных проблем, а иногда приходят уже с покаянным, сокрушенным сердцем.

     В соответствии с потребностями, нуждами молодых и задачи стоят разные, большие и малые. Мне кажется, прежде всего, необходимо воспитание патриотизма. Мы должны любить свою Родину, должны служить ей, должны быть едины в своих устремлениях. Церковь нам может помочь, поскольку церковным людям не надо рождать какой-то идеи, она у нас есть: служу Богу, служу ближнему своему, служу своему Отечеству. В нравственном плане это происходит в виде очищения себя и опять же служения ближнему своему. Макарий Великий говорил, что нельзя нам спастись иначе, чем через ближнего своего».

 

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москва.

«Служить другим, чтобы найти себя... Разговор с молодыми людьми»

 

 

 

© Спасо-Преображенский храм г. Струнино Александровской епархии, 2010-2015