Слово в праздник Сретения Господня

 

 

 

     Дорогие братья и сестры, 15 февраля великий двунадесятый праздник – Сретение Господне.

     Приснодева Мария принесла на сороковой день в Иерусалимский храм Богомладенца Христа. Их встретил старец праведной жизни по имени Симеон. Он произнес молитву: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…». Далее им были сказаны слова-пророчества о сердечных страданиях, которые вскоре испытает Матерь Божья. Это священное евангельское событие, содержащее глубокий смысл и передающее много духовных истин.

     Прежде всего, нами видится еще один пример смирения Законодавца перед данным Им законом. Он как младенец сорокодневный приходит с Матерью принять благословение от иерея, будучи Сам верховным Архиереем, прошедшим небеса. Сын Безначального Отца откупается жертвою, как первородный младенец израильский. Дает за Себя две горлицы Тот, Кто искупил весь род человеческий от клятвы закона и дал за него кровь Свою святейшую.

     Еще стоит отметить, что мы становимся свидетелями удивительной молитвы перед ожидаемой кончиной благочестивого старца Симеона. Для нашего слышания глас души, давно отрешившейся от всего земного, давно пребывавшей мысленно в обителях небесных, для которой на земле оставалось только одно благо – видеть спасение, «еже уготова Бог пред лицем всех людей». В самом деле, желать не умирать никогда, при настоящем бедственном, болезненном и скорбном состоянии человека, было бы явно безрассудно. И так, волею или неволею остается одно – желать мирной кончины, безболезненного разлучения с телом и не постыдно предстать перед судилищем Христовым.

     Несомненно, что в событии Сретения Господня видится уже приготовление к Кресту и Голгофе. Святой Симеон обращаясь к Матери Господа Христа говорит: «Тебе же Самой душу пройдет оружие». Оно прежде поразит Сына, и потом пройдет, хотя не тело, но душу Матери, поразит Ее глубокой скорбью. На то и родился Сын Твой, Дева, чтобы претерпеть страдания и спасти мир. Тогда откроются от многих сердец помышления их. Многие явят славу Его и возвестят величие Божества Его.

    Согласно евангельскому чтению, в Иерусалимском храме была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. В принесенном Младенце она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме.

     Совершая празднование Сретения Господня, святая Церковь призывает своих верных чад достойно прославить Жизнодавца Христа и Пречистую Матерь Его. Молитву праведного Симеона вводит в повседневное употребление на богослужении вечерни. В ней родившегося Господа называет «Светом во откровении языков», т.е. Светом для просвещения всех племен и народов.

     Каждый из нас, кто принял крещение, приобщается жизни распятого и воскресшего Христа. Воцерковление, следующее сразу после крещения, становится событием не одного дня, а реальной возможностью предстоять пред Богом до самой кончины. Христианский образ жизни спасителен для людей всех возрастов. И в юности, и в старости заповеди Божии непременно должны освящать нашу совесть и укреплять нашу волю.

    «У истинного христианина должно быть все иное в духе, в теле и в жизни: иные помыслы - духовные, святые; иные вожделения - небесные, духовные; иная воля - правая, святая, кроткая, благая; иное воображение - чистое, святое; иная память, иной взор - чистый, простой, святой, нелукавый; иное слово - целомудренное, чистое, степенное, кроткое; словом - христианин должен быть иной человек, небесный, новый, святой, божественно живущий, мыслящий, чувствующий, говорящий и действующий Духом Божиим». (прав.Иоанн Крондшатский)

    Если человек не стремится к христианскому благочестию, впадает в беспечность и нерадение, то он испытывает потерю веры в Бога. «Порочная жизнь унижает догматы о Воскресении, о бессмертии души, о Суде и принимает много противоположного: судьбу, необходимость, неверие в Промысл. Душа, погрязшая в пороках, старается изобретать для себя подобного рода утешения, дабы не скорбеть при мысли, что есть Суд и что нас ожидает воздаяние за добро и зло». (свт. Иоанн Златоуст)

    «Христианин, помни обеты, данные не человеку, но Богу при святом Крещении» – так наставляет верных чад Церкви святитель Тихон Задонский: «Страшно солгать Богу! Бог поруган не бывает. Взыщет Он с тебя обеты твои, когда позовет тебя к Себе на Суд. Ты там увидишь, кому ты солгал, не сохранив обетов своих. Вспомни их ныне, и покайся, и твори дела, достойные твоих обетов, чтобы не с ложью явиться на Суд и не разделить участь со лживыми». Святые Отцы напоминают, что от каждого человека, получившего Крещение, Бог требует трех добродетелей: правой веры от всей души и от всей крепости, воздержания языка и чистоты тела. Аминь.

 

 


 

© Спасо-Преображенский храм г. Струнино Александровской епархии, 2010-2015