Вербное воскресенье и Страстна́я седмица

 

 

 

     За неделю до праздника Пасхи, воспоминая торжественное шествие Спасителя на вольные страдания, Святая Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим.

    Пришедшие тогда на праздник в Иерусалим иудеи встречали и прославляли Иисуса как великого чудотворца, воскресившего четверодневного Лазаря, постилая перед ним свои одежды и держа в руках пальмовые ветви — ваия. Поэтому праздник называется также неделей Цветоносной, или Ваий.

  На Руси этот праздник издавна зовется Вербным воскресеньем. На торжественное всенощное бдение мы приходим в храм с ветвями вербы в ознаменование тех ваий, которыми Христа встречали при входе в Иерусалим.


   На праздничном всенощном бдении в нашем храме по обычаю читалась молитва на освящение ваий.

  В день праздника совершались две Божественные литургии - в 6.00 и 8.30 утра.

    Вечером 17 апреля, в 16.00 часов, в нашем храме состоялось последнее в этом посту Таинство Соборования.

    Последняя седьмая седмица перед Пасхой называется Страстной. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя и Его крестной смерти.

     В Великую Среду совершалась литургия Преждеосвященных Даров. На утрене пелся тропарь "Се жених грядет в полунощи..." и читались Евангельские притчи из последних бесед Спасителя перед крестными страданиями. По заамвонной молитве последний раз прочитывалась молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами и с этого момента поклоны в храме отменяются до дня Святой Троицы, кроме поклонов перед Плащаницей.


     В Великий Четверг, вспоминая установленное Господом на Тайной Вечери Таинство святой Евхаристии, православные верующие, в преддверии Светлого Христова Воскресения, стремились причаститься Святых Христовых Таин. Вечером в четверг за богослужением читались 12 Евангелий повествующих о страданиях и крестной смерти Спасителя.

     Великая Пятница — самый скорбный день церковного года, посвященный воспоминанию распятия и крестной смерти Спасителя. В этот день в конце вечерни совершался вынос святой Плащаницы, которая символизирует погребальные пелены Иисуса Христа и представляет собой четырехугольный плат, обычно из бархата, с иконописным или вышитым изображением снятого с креста тела Спасителя. Плащаница полагалась на середине храма, после чего верующие совершали перед ней молитвенное поклонение.


    После вечерни была отслужена утреня Великой Субботы с чином погребения. Плащаница с крестным ходом обносилась вокруг храма, после чего вновь полагалась на середине храма. Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Спасителя во гробе и сошествия Его во ад. Литургия Великой Субботы, начиналась вечерней с долгим чтением 15-ти ветхозаветных паримий. После чтения Апостола, во время пения "Воскресни Боже...", престол облачили в светлые праздничные одежды, а священнослужители надели белые праздничные ризы.

      По окончании литургии совершалось освящение куличей, пасох и яиц. После чтения молитв священник окроплял святой водой принесенные снеди, тем самым давая благословение на вкушение скоромной пищи в праздник. Вкушать эту пищу можно только после литургии в праздник Светлого Христова Воскресения.


 

© Спасо-Преображенский храм г. Струнино Александровской епархии, 2010-2015